И знакомит нас со следами и повадками зверей.
Гуляя по лесу, я наткнулся на глубокую траншею в снегу. На дне — множество отпечатков копыт. Можно подумать, что прошло стадо лосей. Но у лосей крайние боковые пальцы в виде точек расположены сзади копыт.
У этих следов они вынесены далеко вбок, из-за чего следы кажутся шире. Да и сама траншея, пробитая в снегу, говорила: звери коротконогие, они не могут шагать через сугробы, как лоси или олени.
По следам я вышел на небольшой луг, где они рассыпались веером. На поляне все было перевернуто и перепахано. Тут кормились дикие свиньи — кабаны.
Они всегда живут стадом, большими семьями. Разрывая длинным рылом дерн они ищут съедобные корешки, мышей и зимующих в земле личинок.
Раньше в наших лесах кабаны не водились. Они размножились с наступлением глобального потепления — уменьшилась высота сугробов. Охотники тоже внесли свою лепту — они подкармливали зверей зимой.
Кабаны ведут ночной образ жизни. Увидеть их днем — большая редкость. Поэтому мне было интересно изучить их следы.
Я вернулся к траншее в снегу и пошел по ней в обратном направлении. Следы долго петляли по лесу, пока на пути не попался лесной ручей.
Сам ручей был замерзший, а вот рыхлая торфяная земля по его берегам заинтересовала кабанов. И они тут немного порылись.
Дальше траншея привела меня в ельник. Вскоре тропа разделилась на тропинки, идущие в разных направлениях.
Вокруг было тихо и сумрачно. Казалось, вот-вот и я увижу животных. Я пошел осторожней, и тут у ствола крупной ели что-то зашевелилось.
Еще секунда, как все пришло в движение. Похрюкивая и повизгивая, наутек от меня бросились кабаны. Они разбежались по своим проложенным тропкам и быстро исчезли.
У ствола ели было гнездо. Сберегая тепло, звери спали здесь сообща, на толстом слое елового лапника, который сами заготовили.
Снег, где отдыхали кабаны, протаял почти до земли. Видимо, их тут никто не тревожил, и они жили в этом месте давно. Оглядев жилище, я не стал свинкам мешать и поторопился уйти.