Темы 19 марта 2020 9:59

Что отреставрировали в музее Рыбинска?

Знамя мушкетерского полка. Масленка, которая притворялась пепельницей. И другие секреты, открытые реставраторами в 2019 году

В прошлом году завершили реставрацию 27 предметов из коллекций Рыбинского музея-заповедника.

Рыбинские реставраторы Екатерина Расторгуева и Елена Скворцова работали над 13 предметами из коллекций. Они восстановили две картины, три иконы, четыре графических произведения, четыре документа.

Над самыми сложными и ценными предметами работали узкие специалисты в специализированных реставрационных центрах: в Костромском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря и в Санкт-Петербургском художественном училище им. Рериха.

Афиша и масленка

Художник-реставратор графики Елена Скворцова восстанавливала четыре концертные афиши первой половины XX в.

Афиши были выполнены на супер-тонкой бумаге неважного качества. И за 100 лет пришли в аварийное состояние.

Афиши покрылись пятнами, что затрудняло чтение текстов. Главные дефекты — повреждения механического характера, разрывы, изломы, деформация бумажной основы. Их было невозможно использовать на выставках, было сложно хранить. Им грозила полная утрата.

Их нужно было сохранить – афиши свидетельствовали о разнообразии культурной жизни Рыбинска, сел Коприно и Погорелка в 1905-37 годах.

Реставратор очистила документы от поверхностных загрязнений, удалила пятна. Нужно было укрепить бумажную основу афиш, избавить их от разрывов и тещин. Елена Скворцова дублировала их на тонкую японскую бумагу. Это позволило сохранить аутентичность исторических документов. После восстановления афиши готовы к выставлению.

Реставраторы по металлу Костромского филиала ВХНРЦ им. Грабаря вернули экспозиционный вид 12 предметам бытового металла из собрания музея. В основном, были проведены работы по удалению загрязнений, продуктов коррозии, устранению деформаций, реставрационной консервации предметов.

В ходе реставрации варшавской пепельницы специалисты нашли в литературе аналогии данному предмету. Они предположили, что это не пепельница, как ранее считалось, а масленка или икорница с устройством для льда.

Знамя мушкетеров

Шелковое знамя мушкетерской роты нач. XIX века – экспонат очень редкий, ценный. И сильно поврежденный. Его восстанавливали несколько лет подряд. Сложнейшую реставрацию вели специалисты Костромского реставрационного центра. Им пришлось повозиться.

Знамя выглядит типично для того времени: шелк украшает живопись на лицевой стороне, по периметру – бахрома из металлических нитей. Медными гвоздиками полотнище смонтировано на красном деревянном древке с металлическим наконечником.

Время и неаккуратное хранение повредили экспонат. Шелк знамени был сильно загрязнен, покрыт пятнами. Поверхность повреждена множеством мелких сечений и разрывов. Углы полотнища обтрепались и постепенно утратились. Краска живописи осыпалась, нити бахромы спутались и деформировались. Выставлять экспонат было невозможно. Даже хранить знамя в таком виде означало привести его к еще большим утратам.

Реставраторы сняли полотнище с древка, размонтировали металлические части. Восстановление каждой части проводил отдельный специалист — по ткани, дереву или металлу.

Самая кропотливая работа велась с тканью. Мастерам удалось укрепить живописный рисунок и надпись на обороте. Пятна удалили, провели общую очистку полотнища. Утраченные участки шелковой основы продублировали тонким французским газом, его тонировали в цвет основы. Места утрат, сечений и разрывов реставратор укрепил косыми стежками газовой нити.

Бахрому очистили и заново пришили прямым стежком, аналогичным авторскому. Древко очистили от загрязнений, тонировали его в местах утрат и потертостей.

Металлические детали реставратор очистил от коррозии и грязи. Деформированные медные знаменные гвоздики выпрямили. И консервировали рафинированным льняным маслом. После чего их вернули на древко.

А вот знамя на древко не вернулось — как и рекомендовали реставраторы. Красочный слой в любой момент мог осыпаться с полотнища. Решили полотнище не монтировать, а хранить и экспонировать знамя в горизонтальном положении.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме