Можно сказать, что в небо Николая привела комсомольская путевка. Выпускника финансово-экономического института, работавшего на мясокомбинате в Харькове, направили учиться в Балашовскую школу летчиков гражданского воздушного флота. Полеты не заставили себя ждать – сразу после окончания летной школы в 1936-м Шатаев пополнил ряды красноармейцев. Службу проходил в должности летчика дальнебомбардировочной авиации.
Через пять лет пришлось выполнять совсем другие боевые задачи – грянула война. С первых ее дней Николай на фронте.
Николай Шатаев участвовал в нанесении ударов по танковым группировкам, артиллерии и пехоте противника в районах их сосредоточения, по железнодорожным узлам и эшелонам, переправам и мостам. 192 раза вылетал он на бомбардировку переднего края противника в районах Смоленска, Ржева, Воронежа, Сталинграда, Орла, Брянска, сбросил на головы врага не одну сотню бомб. Настойчивый, инициативный, выдержанный, не терпящий неорганизованности и требующий того же от других – так отзывалось о нем высшее руководство.
Крупные военно-промышленные центры, находящиеся в глубоком тылу немецких войск, тоже были под прицелом Шатаева. Командуя эскадрильей 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, он водил своих летчиков на такие цели, как Лодзь, Берлин, Моравска-Острова, Данциг, Люблин, Тильзит, Кенигсберг и другие города. Бомбовыми ударами поддерживал войска в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях.
Помимо выполнения дальних рейдов в тыл противника, летчики на Ил-4 вели ночную охоту за немецкими воинскими эшелонами. Уничтожали боевую технику и солдат противника, создавая точечными бомбовыми ударами заторы на железнодорожных коммуникациях. Экипажи советских бомбардировщиков выслеживали немецкие самолеты, которые возвращались с боевых заданий и в момент совершения ими посадки, когда пилоты люфтваффе на короткое время включали посадочные фары, наносили по стоянкам самолетов бомбовые удары.
Бомбовая нагрузка Ил-4 была доведена до 2500 кг. Для защиты самолета от атак истребителей на нем были установлены две неподвижные и одна подвижная стрелковые установки. Верхняя полусфера бомбардировщика защищалась крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7-мм. Спереди и сзади были установлены 7,62-мм пулеметы ШКАС.
За время командования эскадрилья Шатаева выполнила 376 боевых вылетов с налетом 1637 часов.
За умелое руководство и отличное выполнение боевых заданий командования в 1944 году Николай Шатаев был награжден орденом Александра Невского.
Из наградного листа: «С марта 1944 г. произвел 48 боевых вылетов, из них 8 – на дальние цели по городам Констанца, Галец, Яссы, Люблин, Тильзит и 40 – на бомбардирование переднего края обороны и военных объектов в тылу противника».
К концу войны Шатаев совершил 225 боевых вылетов, в том числе 210 – ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.
В 1946-м гвардии майору Шатаеву присвоили звание Героя Советского Союза. Летчик родом из рыбинской глубинки – кавалер двух орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды. Он был награжден также несколькими медалями СССР.
Через два года Шатаев окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей. В 1960-м ушел в запас, но с авиацией не расстался – работал на предприятиях Аэрофлота в Киеве.
Подполковника не стало 8 февраля 1990 года. Героя похоронили на Лукьяновском военном кладбище. О подвигах земляка рыбинцам напоминает его имя, высеченное на Аллее Славы в Рыбинске.
Источники: портал «Подвиг народа», литература – «Герои огненных лет. Ярославль», «Герои Советского Союза», Киньдюшев И.И. «К победным рассветам», М., 1978.