Продолжение истории завода. Дореволюционную часть читайте здесь.
Щепа, солома, черепица: чем только человек ни покрывал дом от дождя и снега. Наконец в XIX веке солому заменили толем – картоном, пропитанным смолой, дегтем. В начале XX века на смену ему приходит рубероид.
Реклама тех лет поясняет, чем толь проигрывает: «некрасивый черный цвет, потребность окраски каждый год, от солнца дает потеки смолы – значит, непригоден даже на юге России». А вот новинка – это «войлок, пропитанный резиноподобной композицией, не вытекающей даже в тропических странах. Не требует окраски и осмолки, есть красного, зеленого и серого цвета». Особая «резиноподобная композиция» – это песок и нефтяной битум.
Вторая реклама тоже превозносит рубероид: «не ржавеет, не трескается, не боится кислот, щелочей, газов».
Именно рубероид стали производить на картонной фабрике, предшественнице «Кромы», в тридцатые годы ХХ века.
В первые годы советской власти фабрика не работала, так как находилась в полуразрушенном состоянии. В 1925 году после капремонта оборудования и зданий ее запустили под названием Государственная картонная фабрика «Возрождение». В 1927-м ее присоединили к бумажной фабрике «Искра Октября». С апреля 1933-го фабрику закрыли на реконструкцию. Снова ее цеха ожили лишь в 1935 году.
В СССР тогда полным ходом идет индустриализация, усиленно наращивают промышленный потенциал страны. Строящимся заводам и домам нужны сотни тысяч рулонов рубероида и пергамина. В марте 1935-го рыбинскую картонную фабрику передали в систему Наркомата легкой промышленности.
маслобойный завод и картонная фабрика, Заволжье, конец 1930-х
А через месяц, 16 апреля, основали здесь производство мягких кровельных материалов. Эта дата считается днем рождения «Кромы». Новорожденная получила новенький пропиточный цех, здесь запустили пропиточный и рубероидный агрегаты. Открыли цех листового картона, установили новую бумагоделательную кругосеточную машину.
Спустя всего полгода рыбинцы с гордостью доложили: первыми в стране они произвели листовой рубероид. Об этом мы узнаем из статьи в «Рыбинской правде» от ноября 1935-го:
«Эта кровля по качеству значительно превосходит толь и рулонный рубероид, а для химических предприятий, где не может стоять кровельное железо из-за быстрого окисления и разложения, он абсолютно незаменим. Берем на себя обязательство освоить это производство в два месяца. И выпустить до конца 1935 года 10 тысяч кв. м кровли и 100 тысяч штук изоляционного картона».
фото из открытых источников
В 1939-м фабрику отнесли к Наркомату текстильной промышленности. И сменили название – фабрика мягких кровельно-изоляционных материалов. С началом Великой Отечественной войны рабочие переключились на срочные заказы для фронта. Как и везде, на производстве не хватало рабочих рук – в те годы здесь трудилось около 200 человек. Опытных специалистов у станков заменяли подростки, вчера окончившие ФЗО. И все же на фабрике сумели организовать стахановское движение.
Тем временем война подходила к концу, требовалось восстанавливать страну, заново отстраивать дома и цеха заводов. В апреле 1944-го рыбинцы смонтировали разобранное оборудование и начали производство рубероида.
К середине 1960-х активное строительство развернулось по всему СССР. Стране снова в огромном количестве требовались кровельные материалы. На всех рубероидных заводах началась модернизация. Постановление от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР» определило довести «к 1960 году производство мягкой кровли до 806 млн кв. м». За последующие 30 лет Советский Союз стал мировым лидером по выпуску рубероида.
В Рязани образовали КБ «Оргкровля», которое проектировало станки для производства битумных гидроизоляционных материалов и масштабировало свой опыт. С 1968 года рязанские специалисты ездили по всему СССР и реконструировали производство рубероида. У них был широкий спектр задач, связанный с курированием перемен: внедрение автоматизации и передовых приборов, наладка и эксперименты.
В 1977 году специалисты «Оргкровли» добираются до Рыбинска. На фабрике происходит настоящая рубероидная революция: ее технически перевооружают, повышают качество продукции, устаревшую снимают с производства, выпускают прогрессивную, отвечающую веяниям времени.
Более того, рыбинская фабрика становится центром для экспериментов. Цеха насыщают опытными узлами оборудования, на них активно проводят испытания. Теперь рыбинцы специализируются на выпуске новых эффективных серий кровельных и гидроизоляционных материалов.
Сменяется и название. Фабрики мягких кровельных материалов больше нет, на ее месте возникает Рыбинский опытно-экспериментальный завод мягких кровельных материалов – так его назвали на основании приказа Министерства промышленности строительных материалов от 12 декабря 1977-го.
Тем же приказом в Рыбинске создают филиал рязанской «Оргкровли». Он становится головной организацией в связке с рыбинским заводом. Под его руководством предприятие осваивало новую продукцию и испытывало новое оборудование. С 1980 года начальник рыбинского филиала одновременно возглавляет и завод.
1 октября 1990 года Рыбинский опытно-экспериментальный завод мягких кровельных материалов ликвидировали, его имущество передали в аренду организации-арендатору – предприятию кровельных и гидроизоляционных материалов «Крома-I». В 1997 году оно вошло в состав компании «Технониколь». Устаревшее производство получило вторую жизнь благодаря масштабным инвестициям. Завод в короткий срок модернизировали, установили передовое высокотехнологичное оборудование, обучили сотрудников и начали работу.
Проектная мощность современной «Кромы» – до 20 млн кв. м разных видов мягких кровельных материалов, в том числе нового поколения – полимерных, с добавлением ароматной жевательной резинки. Эту продукцию широко используют в строительстве и ремонте объектов промышленного и гражданского назначения. Производство не раз признавали лучшим в области в рейтинге Всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры в промышленности России».
Богатой оказалась история этого небольшого уголка рыбинского Заволжья: с начала XX по XXI век кипит производство, а поколения рыбинцев трудятся на благо страны. Дважды менялась страна: от Российской империи через СССР к современной России, а дело «Кромы» остается нужным далеко за пределами города и области. Интересно, каким будет производство еще через полвека?