Фото: Военно-исторический клуб «Вереск»
Археологи стараются прочитать одну из самых интересных страниц жизни наших предков.
Средневековье – это не только вечные междоусобицы, распри и реки крови. Археологические находки дают понять: это время расцвета Древней Руси и особенно – ремесел.
Усть-Шексна по меркам того времени была как раз таким крупным ремесленным и торговым центром. Здесь сохранились следы целого металлургического комплекса – настоящего средневекового Череповца, как шутят археологи. Но не только. Из-под земли исследователи поднимают тигли для плавки металла и льячки для розлива металла в форму, обрывки медной и бронзовой проволоки, ювелирные пинцеты и застывшие капли бронзы. Было в поселении и собственное ювелирное производство. А сколько обнаружено привозных украшений из других земель – Киева, Скандинавии, Византии! Импортные браслеты, бусы, подвески говорят о том, что торговать наши предки умели и делали это с размахом.
А еще находки в Усть-Шексне намекают – бок о бок здесь жили славяне и финно-угры. Ученые сходятся во мнении: финское племя меря заселило территорию Верхневолжья на три века раньше славян. Но уже к Х веку они начали активно смешиваться сначала с пришлыми словенами, а потом – с кривичами, переселяющимися с Запада.
И люди в поселении жили зажиточные, раз могли позволить себе украшения. Впрочем, в те времена перстни и браслеты, подвески и гривны мыслились не просто как красивые безделушки или знаки статуса. Им приписывалась магическая сила, они выполняли роль оберегов – защищали хозяев от злых духов. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
Перстни на Руси любили издревле. В XI-XIII веках это одно из самых популярных украшений – и для славянских, и для финно-угорских племен. Мода на перстни охватила всю домонгольскую Русь в связи с оформлением в этот период семейных и брачных отношений. При обрядности (свадебной и похоронной) кольца начинают играть важную символическую роль.
Во время раскопок Усть-Шексны собрана коллекция из 70 с лишним целых колец и их фрагментов. Делались они из цветного металла, в разных техниках и с разнообразным декором. Самые многочисленные перстни – из дрота, толстого металлического прутка, украшенные косой насечкой. А кто-то из наших предков носил уникальные изделия – с гравировкой в виде лося или украшенные выпуклой свастикой – символом солнца.
В Средние века кольца с удовольствием низали на пальцы и женщины, и мужчины, и даже дети. В Усть-Шексне найдены перстни самых разных размеров: от малюсеньких, меньше сантиметра в диаметре, до огромных, на богатырскую руку – 2,6 см. Некоторые носили по одному кольцу, другие – во множестве, иногда на каждом пальце обеих рук. Экзотическим финским заимствованием был обычай ношения перстней на пальце ноги. В славянских захоронениях такие примеры не единичны.
В отличие от демократичных перстней, шейная гривна представляла собой украшение для избранных. Массивные металлические обручи могли позволить себе только знатные и богатые люди. Этим объясняется редкость находок. В Усть-Шексне их по пальцам можно пересчитать. Чаще у славян гривны были витые, реже – дротовые. Кузнец перекручивал дрот клещами, раскалив на огне: чем горячее заготовка, тем мельче получался завиток.
Подвески и привески – эти археологические находки в Усть-Шексне исчисляются десятками. Древнерусские модницы вешали их на грудь и на пояс. Носили по несколько штук в составе ожерелий или поодиночке – на цепочках, шнурах, ремешках.
Больше всего славянских красавиц привлекли лунницы – подвески в виде полумесяца рогами вниз. Они символизировали луну и, видимо, поэтому делались из белых металлов – сплавов олова или серебра.
В Усть-Шексне найдена красивая круторогая лунница с растительным орнаментом – не потому ли, что именно Луне предки доверяли «следить» за ростом урожая?
Магическое значение имели зооморфные подвески, особенно – в виде уток. Эти украшения типично мерянские. Утка для финно-угров – священное животное. Вспомните Калевалу: согласно финскому эпосу, весь мир произошел из утиного яйца. Впрочем, и для славянских верований утки, гуси и лебеди тоже были не чужими. Запряженные в колесницу, они перевозили Даждьбога-Солнце по небосклону. Может, поэтому водоплавающие птицы в подвеске-амулете нередко имели голову коня.
Мерянские женщины любили шумящие подвески. Для «шума» они снабжались различными привесками – это должно было отпугивать злые силы. Для «усиления эффекта» иногда эти привески имели отчетливые очертания священных утиных лапок.
У славян были другие помощники в борьбе с нечистью – маленькие бубенчики. Юные девушки нанизывали их в ожерелья, прикрепляли к очелью или пришивали вместо пуговиц. А еще бубенчики, сразу по несколько штук, вешали на пояс детям. Вещь многофункциональная: тут тебе и звенящий оберег, и забава, и хороший способ для мамы следить за непоседливым ребенком.
В отличие от украшений, доживших до наших дней, височные кольца – архаизм. Женщины давно уже не вплетают их в косы и не подвешивают на ремешках и лентах к головным уборам на уровне ушей. А в далекие времена эти украшения из меди, бронзы и серебра пользовались спросом.
Судя по находкам, жительницы Усть-Шексны чаще носили простенькие проволочные кольца небольшого диаметра – до двух сантиметров. К ред- ким экземплярам археологи относят височные кольца с бусинами. Интересно, что они были характерны именно для городских поселений – в селищах такие практически не встречаются.
На одной из бусин сохранились даже следы позолоты – хозяйка редкой вещицы была женщиной не только с хорошим вкусом, но и с достатком.
Фото: Военно-исторический клуб «Вереск»
Еще одним специфическим городским украшением считаются стеклянные браслеты. Сельские жительницы, видимо, не жаловали их из-за хрупкости. А вот в Усть-Шексне их осколки археологи поднимают из-под земли в большом количестве.
Исследователи предполагают, что разбитые украшения ремонтировались, из цветных стеклышек собирались новые браслеты. Заниматься такой работой мог ювелир или кузнец, хорошо знакомый с технологией горячей обработки.
Стеклянными были в Усть-Шексне и бусы. Бусинки могли быть округлыми, гранеными, ребристыми, винтообразными. Почти половина всех найденных бусин – желтые или черные. Гораздо реже встречаются бирюзовые, пурпурные, оливковые, белые, синие, фиолетовые.
Большинство стеклянных украшений из Усть-Шексны сделаны в традициях киевской школы, но попадаются и византийские. Весь этот многочисленный импорт говорит о развитых торговых связях волжского поселения, которое было важным пунктом на средневековой карте Древней Руси.
За помощь в подготовке статьи редакция благодарит научного сотрудника Рыбинского музея-заповедника Ирину Рыкунову