В конце XIX века в России активизировались общественники, или, как бы их сейчас назвали, волонтеры. Среди интеллигенции считалось хорошим тоном просвещать. Не просто заниматься наукой, а, объединяясь, читать лекции, делать выставки, давать советы, делиться опытом.
Так в 1901 году объединились и рыбинские садоводы-любители. Их возглавил автор проекта Карякинского сада Адольф Теллос. Вершиной их деятельности стал Ботанический сад. На площади в гектар напротив Технического училища раскинулись оранжереи и теплицы. Общество садоводов ждала недолгая, но яркая жизнь: с пожаром, двоевластием, самоокупаемостью, выборами лучшего варенья и идеальной клумбы. И трагическим финалом.
Но обо всем по порядку. Озеленять города в конце XIX века начали по всей России. В уставе Императорского общества садоводов прописали цель – побуждать интерес к занятиям садоводством, плодоводством и огородничеством, распространять полезные знания.
В мае 1901 года впервые собрались рыбинские любители садоводства. Учредителей общества насчитывалось 34 человека, среди них – одна женщина. Дело двигалось неспешно: лишь в декабре они выбрали правление, попечителем назначили городского главу Константина Расторгуева.
Первую выставку провели весной 1902 года. Садоводы города представили саженцы ягодных кустарников, фруктовых и декоративных деревьев. Выставки стали ежегодными. Экспонаты бесплатно передавали местным крестьянам, чтобы заинтересовать их садоводством.
Пчеловоды, огородники, садоводы Рыбинска вошли в азарт и с удовольствием соревновались в мастерстве. Лучшие из лучших получали награды от Министерства земледелия. Купца Северина наградили за образцовое ведение пасеки. Господина Миклютина – медалью за ягодное варенье. За распространение декоративной культуры гаолян наградили похвальным листом господина Брусницына. Ковровая клумба господина Работнова удостоилась медали. Среди награжденных бывали и дамы: бронзовая медаль досталась госпоже Сироткиной за комнатную культуру хвойных.
У объединения не было земли для теплиц. В 1902 году Рыбинская городская дума выделяет территорию в начале улицы Бабарыкинской (Плеханова), напротив Технического училища. Гектар земли для будущего сада предоставлен в аренду на 12 лет.
На какие средства строить Ботанический сад? Министерство земледелия не раз выделяет по сто-двести рублей. Но этого мало. Один из участников общества делает крупное денежное пожертвование. Президент рыбинского общества садоводов Адольф Теллос отдал свою коллекцию для составления собрания оранжерейных и тепличных растений.
Строят три теплые бревенчатые оранжереи. Посылки с семенами и саженцами идут в Рыбинск из крупнейших университетских ботанических садов Российской империи и зарубежья.
Всю весну и все лето 1903 года садоводы создают питомник, высаживают цветы, деревья и кустарники. Они работают бесплатно, за идею. А вот ежедневно ухаживать за растениями будет опытный садовник за деньги. К осени Ботанический сад открыт для горожан.
Чем встречает посетителей сад? Здесь благоухают, цветут и радуют глаз 374 растения 78 видов. Фикусы, туи, аукубы, мирты, миндаль, вероники, драцены, циперусы, плющи, буксусы, магнолии, орхидеи, каллы, кардамоны, новозеландский лен, антуриумы, бегонии, примулы, фуксии, аспарагусы, бамбук, амариллисы, глоксинии, адиантумы, агавы, пеларгонии, многолетние гвоздики, колеусы, камфорное дерево, кактусы, традесканции. Коллекция для провинциального города достойная.
Рыбинцы любовались экзотическими растениями бесплатно. По ходу экскурсии члены общества проводили демонстрации растений. О днях демонстраций рыбинцев извещали объявлениями. Особенно это было удобно гимназистам и студентам. В учебных заведениях тогда ввели обязательную ботанику. Ботанический сад посещали учащиеся Рыбинского коммерческого училища, мужской и женской гимназий и двух городских училищ. Для них члены сообщества приобрели коллекции растений и продукты, производимые из них, например, хлопок.
Учащиеся видели – что можно изготовить из хлопка, весь процесс производства демонстрировался в систематическом порядке. Хлопок, его семена, вата, нитки, кружева, коленкор последовательно поместили в деревянных витринах. Отделу удалось приобрести множество подобных коллекций.
Но самыми главными учениками оставались собратья по хобби. Просвещению садоводов-любителей рыбинское общество уделяло огромное внимание. Члены общества собирались по семь-десять раз в год. Поделиться опытом, раскрыть секреты высадки, полива и всхожести, а то и отсыпать чудо-семян – милое дело.
Темы докладов впечатляют. Как вырастить землянику из семян. Достоинства культуры «Виктория-Регин». Чем лечить «грибные» болезни на плодовых деревьях. Как обрезать фруктовые деревья и малиновые кусты. Как выращивать кактусы, хризантемы и орхидеи.
И век назад садоводы мечтали облегчить себе жизнь при помощи технологий, надеясь не только на щедрость природы, но и на достижения науки. Интерес вызывали доклады о чудо-гаджетах: автоматической поливке растений, устройстве дешевого водяного отделения для огуречных теплиц, простейшем приборе испытания всхожести семян.
Ценнейшими считались обобщающие лекции президента объединения Адольфа Теллоса. Доклад о состоянии плодоводства и огородничества в Рыбинском уезде, о 10-летнем опыте по разведению кочанной капусты он снабжал статистическими данными и подробными объяснениями.
Обществу постоянно требовались деньги. К примеру, садоводы закупают недостающие сорта яблонь и вишни. Где брать средства? Члены общества добывали их сами, устраивая благотворительные спектакли, танцевальные вечера. А однажды рыбинцы увидели на рекламных тумбах объявление: «Ежедневно открыт каток против Технического училища. Плата в обыкновенные дни – 10 коп., во время гуляний – 20 коп., учащимся – 10 коп. По четвергам и в праздники – гулянье, фейерверк. Играет оркестр под управлением Е.П. Тарханова». Так теплицы выводили на самоокупаемость.
Общество существовало уже пять лет, когда пришла беда. На территории Ботанического сада случился пожар. В сентябре 1906 сгорел музей общества. Огонь оказался «столь неожиданным и сильным», что присутствовавшие лица «спасались из второго этажа через окна и балкон, а о спасении дел, коллекций и мелкого имущества не могло быть и речи».
И полетели телеграммы по крупным музеям, университетам и ботаническим собраниям страны. Для пополнения погибшей коллекции президент Теллос просил прислать экземпляры редких растений в дар или обменять на гербарии Ярославской губернии. Многие откликнулись, и музей возродили всего через год. Открыли и библиотеку со спецлитературой по садоводству. Представители Рыбинского фотографического общества – господа Мейер, Макарихин, Розанов – подарили учреждению фото утраченных экспонатов весенней выставки.
Но беда не приходит одна. В группе правления назрел раскол. Товарищ попечителя Егоров, за год до пожара построивший в Саду на свои средства павильон для лекций, переманил нескольких участников общества. Целый год в учреждении существовало два правления. Конфликт и судебная тяжба в 1907 году лишь ускорили распад общества. В результате Ботанический сад лишился многих редких растений, с трудом собранных в предыдущие годы. А вскоре измученный распрями Адольф Теллос скончался.
Но садоводы не бросили идею вернуть горожанам Ботанический сад. Инициативные рыбинцы в 1909 году учредили Рыбинское отделение Ярославского естественно-исторического общества. Активисты тоже сотрудничали с гимназиями и училищами, при обществе функционировали музей, земская обсерватория, метеостанция, здесь читали лекции и проводили экскурсии. Но вопрос о создании Ботанического сада не поднимался вплоть до осени 1914 года.
Его созданию способствовала Первая мировая война. Почти все медикаменты и лекарственные растения поступали в Россию из Германии. Отечественный рынок быстро лишился необходимого сырья. Ботанический сад с лекарственным отделом возродили в имении Борок. Участок для сада предоставил купец, меценат и покровитель театра Константин Никитин. Но это уже совсем другая история.
Статья создана по материалам С. Ерохиной и А. Козлова
Спасибо за очень интересную публикацию. Слава рыбинским общественникам — людям душевно щедрым и увлеченным!