Темы 24 июля 2020 10:00

Сусанин из Коприно

Вспоминаем Платона Радонежского, оперного и камерного певца из-под Рыбинска

Ему рукоплескали Ла-Скала и Пергола, главные оперные сцены Италии. Он исполнял русские народные песни без музыки — как копринские крестьяне в его детстве. Он оттачивал вокал 20 лет, а мечта – петь в Большом театре – исполнилась лишь под конец жизни.

 

Сын священника Платон Радонежский родился в музыкальной семье в 1827 году. Отец Анемподист Федорович играл на гуслях. Мать Серафима Платоновна обладала красивым сильным голосом. Дома дети исполняли с родителями народные и духовные песни. Платон с шести лет пел на клиросе копринской церкви, восхищая слушателей звонким дискантом.

А вот арифметика и география давались будущей звезде оперной сцены неважно. И в рыбинском уездном училище, и в ярославской семинарии ученика выделял звучный альт, но не отличные отметки. Единственное место, где подросток чувствовал себя комфортно, был ярославский театр. При любой возможности семинарист сбегал с занятий и часами впитывал театральный дух.

В Москву!

Однажды 20-летний Радонежский познакомился с известным исполнителем романсов Александром Бантышевым. Тот оценил его потенциал и взял его в Москву. Там Радонежский поступил в Московское театральное училище и обучался пению у итальянца Тамброни.

Бантышев ввел юношу в круг московского творческого бомонда. Неимущему рыбинцу, сыну провинциального священника, покровительствовали знаменитости. Его поддерживал драматург Александр Островский, актеры Михаил Щепкин и Иван Сосницкий, композитор Алексей Верстовский.

Сам Гоголь помогал юному певцу: иногда рыбинец за деньги переписывал рукопись второго тома «Мертвых душ». Так наш земляк успел приобщиться к великой литературной тайне XIX века, ведь через три года Гоголь сжег свой труд.

Жить в Москве оказалось непросто. И Радонежский отправился обратно в провинцию – зарабатывать. Вместе с труппой актеров он побывал в Воронеже. Платон исполнял русские романсы и песни. Везде его тепло принимали: могучий голос, задушевные интонации нравились слушателям.

Однако русская большая сцена его принимать не спешила. Еще до гастролей руководство Большого театра обещало зачислить его в труппу по возвращении из провинции. Но обещание не было выполнено. Три года певец терпеливо дожидался «подходящего случая», чтобы поступить в театр. Но его так и не пригласили.

Тогда Радонежский отправился в родные края – на гастроли. Выступал в Ярославле и Рыбинске. Земляки приняли его восторженно.

– Он дал концерт в Ярославском театре, на лестницах которого он, бывало, из любви к искусству простаивал целые представления. На концерт съехался весь город. Торжество артиста было полное, – такой отзыв появился в журнале «Антракт».

Ярославцы и рыбинцы устроили подписку и собрали деньги на учебу своему соловью. Теперь Радонежский мог отправиться в Петербург – рыбинец понимал, что ему нужно учиться дальше. Его целью, его мечтой была большая сцена. Платон брал уроки пения у известного итальянского педагога Федерико Риччи, который 16 лет жил и работал в России, воспитав ряд талантливых исполнителей.

Финансово Радонежского в тот момент поддерживал писатель и музыковед Владимир Одоевский, автор сказки «Городок в табакерке». В архиве Одоевского сохранились восемь стихотворений, которые написал наш земляк. Они посвящены писателю и его жене Ольге Ланской, хозяйке модного светского салона.

Да, Радонежский писал стихи. По воспоминаниям, он страстно любил поэзию, особенно Алексея Кольцова, который прославился стихами, стилизованными под русские народные песни. Многие произведения Кольцова стали романсами – их положили на музыку Мусоргский, Дагомыжский, Римский-Корсаков. Наш земляк тоже исполнял свои стихи на концертах. Правда, музыку для них он сочинял сам. И сегодня певцы исполняют романс Радонежского «За что ты меня полюбила».

Наконец наш 28-летний земляк добился того, что его заметили. Дирекция императорских театров зачислила рыбинца в Петербургскую оперную труппу. Однако зря новичок надеялся, что сразу будет блистать в главных ролях – сольных партий он так и не дождался. Радонежский понял, что зря теряет время. Спустя полгода певец покинул столь долгожданное место в опере и отправился в Италию. Его снова ждала учеба – на этот раз на родине оперного искусства. С переездом ему помог Павел Демидов – меценат из известного промышленного рода.

Жаркая Италия

Так началось путешествие Радонежского по Европе. Пять лет рыбинец жил без привычных глазу скромных пейзажей среднерусской полосы. Пять лет его окружала сочная яркая музыкальная Италия. Самые пронзительные стихи о родной стороне написал Радонежский в разлуке с ней. «Тоска по родине» создана во Флоренции, а «Село Коприно» — в Париже.

Он поселился во Флоренции, мекке оперных певцов, — именно там находится старейший в мире оперный театр Пергола. На деньги Демидова Платон брал уроки у лучших наставников: Чеккерини, Романи. Наверняка учителя затруднялись произнести странную фамилию ученика, но занимались с молодым русским охотно. Они отмечали уникальный голос подопечного: сильный, чистый, мягкий.

оперный театр Пергола

В благодарность своему покровителю, Павлу Демидову, Радонежский регулярно пел в хоре русской церкви на вилле мецената. Три года рыбинец усердно совершенствовал голос и манеру исполнения. Наконец он рискнул предложить свою кандидатуру в святая святых – Перголу. И не прогадал. После испытаний Радонежский получил там ангажемент – его пригласили участвовать в спектаклях оперного театра. Русского певца даже приняли в члены местного филармонического общества – так он понравился итальянцам.

Началом его итальянского успеха стало выступление во флорентийском соборе. Радонежский исполнял басовую партию в оратории Россини «Моисей», успех его называли «громадным». После столь блестящего дебюта рыбинец два года концертировал в оперных театрах Италии: в Риме, Болонье, Мантуе, Венеции, Милане, Тоскане, Генуе, Лукке. На афишах печатали не сложную русскую фамилию, а короткий латинский псевдоним Plato.

Для жителей Италии, избалованной оперными певцами, наш земляк пел экзотические русские народные песни и русские романсы. Его современник писал: «В романсах русских Радонежский неподражаем. В звуках родной песни он имеет особенную способность передавать задушевную мечту, заветное чувство». Музыкальные критики не раз отмечали, что Радонежский – камерный певец значительно превосходил Радонежского – певца оперного.

– Подлинная стихия артиста – исполнение русских песен и романсов. В этой области Радонежский хранил и развивал традиции русских певцов первой половины XIX века – Николая Лаврова, Петра Булахова, Александра Бантышева, – писал музыковед Бернард Грановский. – Радонежский составлял программы, рассчитанные на широкую публику. В первом отделении исполнял оперные арии. Во втором пел русские народные песни без сопровождения, как их поют в народе. Он был чутким истолкователем и страстным пропагандистом русской народной песни.

Радонежский так прославился в Италии, что его даже приглашали в Америку. Однако он, соскучившись по родине, отказался. И 1862 году поспешил в Россию. Но не петь рыбинец не мог. И проездом дал 14 концертов в Германии, Франции и Швейцарии.

фестиваль Радонежского в рыбинской Погорелке

Главный Сусанин

Наконец-то талант Радонежского оценили и в России. После первого же выступления в Петербурге 33-летнего рыбинца причислили к выдающимся русским певцам. Его голос описывали так: «густой и сильный голос мягкого бархатного тембра и широкого диапазона в две октавы». Вокалисту предложили место в Мариинском, где он солировал два года. Параллельно он с успехом гастролировал по Франции.

А в 1865 году Радонежский стал главным Сусаниным десятилетия. Он дебютировал в московском Большом театре в опере Глинки «Жизнь за царя». Голос дебютанта признали «особенно выдающимся». Положение его упрочилось, каждое появление вызывало бурные восторги публики.

12 лет подряд наш земляк пел в Большом. И поначалу все было хорошо. Однако рыбинца стало подводить здоровье. Руководство театра, невзирая на заслуги Радонежского и любовь к нему публики, отстранило его от сольных партий. Он пел в эпизодах и мало зарабатывал. Чтобы прокормиться, 45-летнему вокалисту со слабым здоровьем приходилось много гастролировать, работать на износ. И это, конечно, лишь ухудшило его вокальные данные.

В 1877 году его отчислили из Большого театра, а через два года он скончался — ему было всего 50. По завещанию певца его тело похоронили на берегу Волги, в родном Коприно. Спасая от затопления Рыбинским водохранилищем могилу земляка, копринцы перезахоронили останки в соседнем селе Погорелка.

Сегодня мемориал вокалиста расположен в центре села, рядом с сельской больницей, построенной братом певца Александром в память матери Серафимы Платоновны. Земляки собрали деньги и установили памятник — трехгранную стелу с барельефом Радонежского. На внутренней стороне стелы слова «Русскому певцу — благодарный народ».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме