Главное Темы 6 августа 2020 10:00

История одного предприятия. Первые настоящие

Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске

Предыдущая история

По мере развития сети городских автобусных маршрутов стало ясно, что городу необходима автобусная станция.

Щербаковцы хотели ожидать автобусы на благоустроенных остановках с павильонами. В свою очередь, в Автоколонне № 89 понимали, что маршрутам требуется оперативное диспетчерское руководство. В 1949 году в штатном расписании предприятия появилась должность «начальник автобусной станции». Летом она открылась на площади Маяковского. Автостанция имела зал ожидания для пассажиров, куда было проведено радио, и буфет.

Начальную точку городских маршрутов еще иногда по привычке называли «Водный вокзал», хотя по адресу: проспект Ленина, дом 2, в здании закрытого Спасо-Преображенского собора, с некоторых пор стало размещаться общежитие завода дорожных машин. В обиход все больше входило слово «Автостанция», иногда употребляли слово «Центр».

автостанция на пл. Маяковского

В связи с открытием автостанции изменение произошло и с междугородным маршрутом Щербаков – Углич. Чтобы не строить павильон для пассажиров около железнодорожного вокзала, на улице Труда, откуда пассажиры уезжали в сторону Углича, с января 1952 года автобусы этого маршрута стали отправляться от автостанции на площади Маяковского. Лишь левобережные автобусные маршруты продолжали существовать автономно.

Регулярность движения автобусов заметно повысилась, вот только сами автобусы по-прежнему были архаичными – торчащий впереди капот грузового автомобиля, грубоватый дерево-металлический кузов, напоминавший будку на колесах, пассажирские двери, открывавшиеся вручную.

В Москве тем временем на автозаводе имени Сталина (ЗиС) по ряду причин было прекращено производство суперсовременного дизель-электрического автобуса ЗиС-154, и начиная с 1949 года с конвейера стали сходить автобусы ЗиС-155 – более простые как в производстве, так и в эксплуатации. В первую очередь ими пополнялись столичные автобусные парки, парки Ленинграда и других крупных городов. На 1 января 1951 года во всем Ярославском областном автотресте не было ни одного ЗиС-155, а наличием автобусов ЗиС-154 могла похвастаться только Ярославская колонна пассажирского автотранспорта – целых 3 штуки!

Тем не менее производство автобусов ЗиС-155 осуществлялось бесперебойно, и очередь дошла до Щербакова. 19 августа 1951 года газета «Щербаковская правда» сообщила о том, что «городской автобусный парк недавно пополнился новыми комфортабельными машинами, курсирующими по линии Щербаков – Переборы». Их было два, с государственными номерами ЯВ 52-38 (гаражный номер 3) и ЯВ 52-37 (гаражный номер 4).

Новые автобусы заметно выделялись на городских улицах за счет яркой, бежево-красной окраски и необычной формы кузова. Да, это были настоящие автобусы! Современный несущий цельнометаллический кузов без привычной рамы от грузовика, обшитый листами из алюминиевого сплава с помощью заклепок, бескапотная компоновка, автоматические двери, удобный салон. Вместимость существенно больше, чем была у предшественников ЗиС-8 и ЗиС-16: общая – 50 пассажиров, из них мест для сидения 28. Дизайн автобуса соответствовал модным тенденциям того времени. Не зря автобусы ЗиС-155 присутствуют на многих фотографиях улиц Щербакова-Рыбинска 50-х годов прошлого века.

Внимательные люди могли заметить, что новые автобусы и речные трамваи – теплоходы «Москвич», поступившие в Щербаковский порт значительно раньше, имели некоторое внешнее сходство.

Действительно, после окончания войны, когда нужно было восстанавливать и общественный транспорт, принималось решение в целях удешевления и ускорения производства максимально унифицировать транспортные средства. В первую очередь это касалось деталей кузова – окна, двери, сиденья, плафоны, поручни, молдинги. Поэтому так похожи друг на друга автобусы ЗиС-154, ЗиС-155, троллейбусы МТБ-82, трамваи МТВ-82, теплоходы «Москвич». Все названные транспортные средства производились на предприятиях Москвы. В частности, теплоходы «Москвич» Московского судостроительного и судоремонтного завода были унифицированы по остеклению пассажирских салонов со своими наземными «собратьями».

автобус ЗиС-155 на проспекте Ленина у дома 146

В канун очередной годовщины Октябрьской революции Автоколонна № 89 получила еще два новеньких ЗиС-155. Автобусам присвоили гаражные номера 44 (ЯВ 54-31) и 64 (ЯВ 54-30), а 6 ноября они вышли на маршрут № 3 «Автостанция – Переборы», который к тому времени получил почетное звание «Маршрут отличного обслуживания». В самом начале 1952 года прибыл еще один ЗиС-155 (ЯВ 55-23 № 10), а это означало, что началось планомерное пополнение парка новыми автобусами.

Грузовой парк Автоколонны № 89 продолжал работать по четырем основным направлениям: перевозки грузов по договорам и разовым заявкам предприятий, доставка строительных материалов на объекты строительства и ремонта городского треста Дормостстрой, помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, заготовка топлива для города.

В уборочную кампанию 1951 года шестнадцать, а в 1952-ом – двадцать автомашин работали в Первомайском районе Ярославской области на перевозках зерна «на государственные ссыпные пункты». На помощь колхозам грузовики направлялись в отдаленные уголки, Пошехонский и Некоузский районы, в условия бездорожья. С окончанием уборки урожая начиналась массовая заготовка дров для города. Гортоп, на который возлагалась работа по обеспечению города дровами и торфом, своими транспортными средствами не справлялся. Для грузового парка Автоколонны № 89 гортоп в то время был самым крупным заказчиком, поэтому вывозку древесины осуществляли в течение всего года, исключая весенне-осеннее бездорожье. Обычные трехтонные грузовики ЗиС-5 вывозили лес с лесосек к местам сплава по неприспособленным дорогам, а иногда и по болотам. С мест разгрузки леса, с берегов рек, развозили его по школам, детсадам, лечебным учреждениям, коммунальным предприятиям и на склады гортопа для населения.

Для отопительных нужд города гортоп заготавливал и продавал не только дрова, но и торф. Добычей торфа на Каменниковском острове по-прежнему занималось городское предприятие «Прощенский мох». Добытый и обработанный торф в районе деревни Угол перегружался на специальный железнодорожный состав, так называемый «поезд-вертушку», и вывозился в Щербаков. Население могло приобрести торф со склада у больничного городка, дрова продавались на Сенной площади, заволжском рынке и с городских складов.

Продолжение следует

Константин МИШИН

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме