Пулевая стрельба – скупой на эмоции спорт. В ней нет яркости гимнастики и акробатики, нет космических скоростей и поражающих воображение – «прыгну выше головы» – достижений. Может быть, поэтому она сегодня не в фаворе у фанатов?
На соревнованиях стрелков даже не поболеешь особо: когда спортсмен стреляет, зрители не смеют кричать и, кажется, тоже задерживают дыхание. Успеха здесь добьется терпеливый и собранный, умеющий владеть собой. И этому можно научиться.
— Бывает, к нам приводят ребят с гиперактивностью – мы воспитываем хладнокровие, умение остановить порыв. Не распылять эмоции, а собрать их, и всю энергию послать в выстрел, — рассказывает мастер спорта Елена Соломкина, старший тренер спортивной школы «Темп» в Рыбинске, наставница с 20-летним стажем.
Однажды Елена с воспитанниками на турнире российского уровня наблюдала за призерами Олимпийских игр. Они стреляли под прицелом огромных кинокамер, с трибун на них смотрели тысячи зрителей. Обстановка нервная. Один был спокоен и до, и после выстрела. Второй – явный холерик – обретал маску невозмутимости лишь на момент выстрела, все остальное время ни минуты не стоял на месте.
Каково ему было достичь таких высот в пулевой стрельбе – знают лишь он и его тренер. «Наш спорт учит властвовать собой», — подтверждает Соломкина.
Лежать целый час и прицеливаться – от этого упражнения познаешь дзен и станешь спокойнее Будды. Новички часто бывают разочарованы: палить во все стороны им не разрешают.
— Да, ребята, которые приходят к нам за игрой, развлечением, обычно разочаровываются. Первые пару месяцев им никто не дает стрелять. У нас много физподготовки – стрелку нужны сильные руки и спина, чтобы удерживать тяжелую винтовку. Поэтому ходим в бассейн и тренажерный зал, в секцию не принимаем детей младше 10 лет. Много тренируем позы для стрельбы – лежим, держим правильно винтовку. Так тело привыкает к неестественным движениям и положению. Феерия и грохот у нас бывают не так часто, как иным хотелось бы. За пару часов, бывает, делаем пару выстрелов, — говорит наставница.
Да, сегодня стрельба не столь популярна, как футбол или фигурное катание. А в СССР в меткости соревновались многие – тир был при каждой рыбинской школе, училище, вузе. ДОСААФ готовил кадры в армию, поощряя меткость школьников и студентов. На счету советских и российских спортсменов – 36 олимпийских и 367 мировых рекордов.
В перестройку все рухнуло на волне безденежья и демилитаризации. За годы простоя устарели спецкостюмы и оружие, разъехались тренеры. Рыбинцы удивлялись, узнавая, что в городе все еще действует отделение пулевой стрельбы.
Но все меняется, сегодня этот спорт постепенно выбирается из забвения. На бесплатном отделении занимаются 45 детей из всех уголков Рыбинска и даже из Рыбинского района. Стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета их обучают два опытных тренера.
Малокалиберка по всему миру считается «старой школой», спортсмены массово переходят на пневматику. И не зря: пневматическая винтовка втрое легче – 2,5 кг вместо 6,5. И цель при стрельбе из пневматики ставят ближе – в 10 м, а не 50. Найти компактный тир для тренировок намного проще. А рыбинская школа уникальна: она культивирует малокалиберку.
— Единственный в Рыбинске официальный тир сегодня – в пятой общеобразовательной школе на Скомороховой горе. Школа его превратила в подсобное помещение, а мы приспособили его для своих нужд. Сил и средств потратили немало, — рассказывает Елена Соломкина. И приглашает: – 26-28 февраля у нас городские соревнования. Приходите обязательно!
На турнир могут прийти и любители, вспомнившие увлечение юности. Взрослые горожане тренируют меткость платно – Соломкина тратит на эти занятия законный выходной. И далеко не всегда приходят брутальные мужчины с обострившимся охотничьим инстинктом.
— Недавно записалась молодая девушка, пояснила – давно мечтала пострелять. Семейная пара ходит, жена в восторге: «Когда вижу цель и стреляю, голова разгружается от рабочих документов, цифр. Отличный способ снять стресс, отвлечься». Людей радуют успехи – попадать по мишени ты научишься довольно быстро, — рассказывает Соломкина.
В последние годы в отделении сформировалась группа из шести успешных стрелков с разрядами. Карина Исаичева стала кандидатом в мастера спорта – это первая за многие годы рыбинская кмс.
— Мы возродились и живем. Растим из Карины мастера спорта: она станет третьей женщиной – мастером спорта в рыбинской истории, — говорит Елена Соломкина. Сама наставница вернулась в рыбинское отделение после перерыва, она полна энергии и заряжает ею не только учеников и их родителей, но и главу города Рыбинска.
— Власти города вниманием нас никогда не баловали. Денис Добряков стал первым руководителем, который посетил тир и посочувствовал нашим нуждам, — рассказывает Соломкина. – Он удивился нашей старенькой форме и спросил: «А это что за фуфайки?». В таком виде мы не имели права выезжать на соревнования – при любых успехах спортсменов. И в 2020 году из бюджета города нам выделили средства на приобретение обмундирования для лучших стрелков отделения.
Да, стрельба – затратный вид спорта. Это в легкой атлетике купи легинсы и бегай по дорожкам парка. А у стрелка форма стоит 150 тысяч, винтовка – 200 тысяч. Один патрон малокалиберки – 10 рублей, а настрелянность для спортсмена очень важна. Сколько таких выстрелов сделаешь на пути к олимпийским вершинам!
Сегодня задача спортсменов – привыкнуть к подаренной форме. Согласно новым правилам, она намного более жесткая, чем прежняя. Стрелок при выстреле сильно прогибается назад и вбок – форма компенсирует нагрузку. Как каркас она держит тело стрелка, разгружая спину, мышцы рук. Ведь винтовка тяжелая, а рука не имеет права дрогнуть, совершая десять заветных выстрелов в десятку.
— Если ты десять лет стрелял с одной поддержкой – плоха ли она была или нет, ты к ней привык. Теперь нагружаются другие группы мышц, в другом месте давит, в другом облегает. Форма классная, теперь наши дети обживаются в ней, — говорит наставница.
Благодаря подарку рыбинские стрелки смогли выехать на российские старты уже в ноябре 2020-го. Верим, что все победы у них впереди.