Рыбинск преображается. История возвращается. Старинные купеческие особняки обретают новую жизнь, становясь украшением улиц. И не только центральных. Любопытные экземпляры прячутся и в глубине кварталов. На пути к возрождению – дом купца Аркадия Цехового на Чкалова, 16а.
Двухэтажное здание было построено в 1871 году в стиле классицизма и является северо-восточным флигелем ансамбля городской усадьбы семьи Цеховых.
В 1871-1888 годах имение принадлежало рыбинскому купцу Николаю Кондратьевичу Цеховому. В 1889 году здания перешли по наследству его сыну – купцу Аркадию Николаевичу Цеховому.
Глава семейства, отец семерых детей был известным в свое время крупным судовладельцем. В 1913 году в Рыбинске появилось полное товарищество Т. Д. «А. Цеховой и Ко», осуществлявшее буксировку судов пароходами, доставку кладей и прочих грузов водным путем – по Шексне от Вологодской Чайки до Рыбинска и по Волге.
Во владении купца находились 8 пароходов с названиями: «Боец», «Герой», «Феникс», «Роза», «Рыбинск», «Нарзан», «Волгарь», «Привет».
Аркадий Николаевич активно участвовал в общественной жизни – избирался гласным городской думы, членом попечительских советов благотворительных и образовательных учреждений, представлял Рыбинск на 1-м съезде Волжских судоходных деятелей в Нижнем Новгороде.
Главный усадебный дом Цеховых из красного кирпича, построенный в 1898 году на месте деревянного, принадлежавшего рыбинскому мещанину Василию Алексеевичу Цеховому, был богато отделан – много окон, ажурная железная решетка на крыше, богатый навес на фигурных чугунных столбах, шесть изразцовых печей, дорогой паркет. Нарядная кирпичная арка ворот с парапетом композиционно объединила его с соседним домом под номером 14.
В 1903 году в доме А. Цехового побывал знаменитый проповедник, отец Иоанн Кронштадтский. В Рыбинске он крестил одну из дочерей купца – Веру.
В 1923-м имение и пароходы Цехового национализировали. Ему пришлось перебраться в небольшую съемную квартирку на Румянцевской. Аркадий Цеховой скончался в 1942 году и похоронен вместе с прадедом и дедом на Георгиевском кладбище.
В советское время дом Цехового стал школой № 13 и станцией натуралистов. Во флигелях жили учителя и служащие школы. Один из них, выходящий окнами на улицу Чкалова, до сих пор жилой.
Склад или конюшня?
Пять лет назад владельцем северо-восточного флигеля стал рыбинский предприниматель. По его словам, к реставрации памятника архитектуры он решил подойти со всей ответственностью и хочет вернуть зданию облик, максимально приближенный к историческому.
В 2019-м здесь начались восстановительные работы. Строители отремонтировали перекрытия, лестницу, сделали тяги карнизов, починили кровлю. На очереди – фасад. Над проектом работает «Верхневолжская производственная сеть».
— Здание имеет достаточно стандартный вид, поэтому особых сложностей в восстановлении фасада нет. Единственная проблема в том, что исторических фотографий объекта не сохранилось, поскольку в объектив фотографов чаще попадали здания центральных улиц, а не в глубине застройки. Удалось найти только одно фото, и оно советских времен. Заполнение оконных проемов восстанавливали по окнам здания № 14. Чем больше углубляешься, тем больше интересного открывается. Чувствуешь себя Шерлоком Холмсом, — рассказывает архитектор-реставратор Ульяна Сироткина.
Когда специалисты стали внимательно изучать здание, оказалось, что по фасаду расположен не один дверной проем, а целых четыре. И над ними был широкий навес с козырьком – его выдают оставшиеся крепления.
Интересно, что первый и второй этажи между собой не связаны лестницей. Все это может говорить о том, что первый этаж флигеля использовался в хозяйственных целях.
Более детальную информацию удалось узнать у местной жительницы из того самого дома № 14.
— В большом доме из красного кирпича жила семья купца, в нашем, где сейчас осталось всего две квартиры, – прислуга, а в северо-восточном находилась конюшня, — рассказала Наталья.
Чтобы воссоздать исторический облик объекта, архитекторы и собственник работают в тесной связке – важно, чтобы каноны классического стиля не шли вразрез со вкусами современного владельца.
Латунную фурнитуру воссоздадут местные кузнецы, а деревянными окнами, которые будут исходного темно-коричневого цвета, займутся ярославские специалисты.
Хотя первоначально здание было выкрашено в персиково-бежевый цвет, предстанет оно в том же, что и сейчас – в белом.
Собственник вложил в реставрацию уже около семи миллионов рублей. Планирует потратить еще порядка пяти млн, хотя с учетом роста цен предпочитает не загадывать. Как, впрочем, и со сроками.
— Поскольку назначение здания административное, изначально была идея сделать в нем гостевой дом. Возможно, что-то изменится. Но уверен, затраты будут окупаться долго, — говорит он.
А как же дом по адресу Радищева 1 с уникальной лепниной? Этот дом уже по ТВ показывали, просили о помощи, что он трещинами идет, разваливается, вся лепнина осыпается, недолго ей осталось. А дом стоит на самом виду, у дороги и Городского сквера. Хочу напомнить о 2-х эт. доме-заводе из красного кирпича по производству минеральных, фруктовых и ягодных вод Ю.В. Бендта, расстрелянного после революции. Этот дом (вернее оставшийся каркас дома) находится сразу за кафе Фаэтон. До революции его лимонад продавался по всему Рыбинску. Вот вам еще две реликвии для привлечения туристов.
Вопрос в средствах на восстановление, как всегда.
Для начала вопрос в инвесторе, который этот купит и отреставрирует. Будет инвестор — будут и средства.
как по мне ничего красивого или интересного в таких домах нет,восстановление стоит как 3 новых построить,рыбинске много исторических красивых зданий,их можно постараться вернуть к жизни,а вот такие или деревянные бараки надо сносить,истории в них минимум
Ну это не Вам и не нам решать, сносить или нет, вы же своих престарелых родителей в утиль не отправляете, так и здесь, любая историческая городская застройка должна бережно сохраняться. Для воплощения архитектурных амбиций полно места вне Исторического наследия..