Стена для стрит-арта, школа граффити, фрески на многоэтажках – все это может стать еще одной приметой Рыбинска.
Сегодня граффити – не просто неформальное искусство, а целое культурное направление. Во многих городах Европы и Америки стрит-арт вполне успешно смог ужиться с классической архитектурой и памятниками разных эпох. Мы догоняем. Холстом для райтеров становятся заборы, городские кварталы, тепловые подстанции, предприятия и целые жилые комплексы.
Зарубежный граффити-вирус в нулевых заразил, пожалуй, каждого второго российского подростка. В их числе оказался рыбинец Александр Парамонов. Он считает, что серые стены – это «скучно и грустно», и мечтает раскрасить родной город.
— Граффити я занимаюсь уже около 20 лет. Начал рисовать еще до школы, с тех пор не выпускаю из рук краски. Работаю в разных техниках и разными инструментами — валик, кисточка, баллон, знаком с художниками по всей стране, постоянно совершенствуюсь, изучаю новое, — рассказывает Александр. – Несколько лет назад у нас с товарищами было пространство «ПроРыбинск», где мы могли собираться, рисовать и учить этому других – интерес к граффити у молодежи всегда есть. Раньше с нами сотрудничал город. В 2012-м мы расписали внутренний двор школы № 26, оформили к 9 Мая одну из стен в парке на Димитрова, две будки «Рыбинскгазсервиса». А потом все затихло, многие граффитисты разъехались по городам, где больше возможностей реализовать свой творческий потенциал.
Александр тоже с 16 лет ездит, чтобы заработать – его рукой написаны муралы в Ярославле, Москве, Подмосковье, консервативном Санкт-Петербурге, в Крыму, на Украине и в Белоруссии. И очень надеется, что Рыбинск тоже станет ярче.
На пути воплощения городских муралов лежат разные препятствия. В наше время уличная культура все еще вызывает полярные реакции. Благодарить за это надо вандалов, которые метят территорию из баллончика там, где не следует. Поэтому даже мирные уличные художники привлекают внимание правоохранителей и нередко остаются без дорогостоящих красок, но со штрафом.
Все, что сейчас тормозит порыв рыбинских граффитистов, – отсутствие легального места, где бы они могли свободно рисовать и подтягивать в свои ряды новеньких. Краски они готовы покупать и сами.
— Осень и зиму мы рисуем дома, тренируемся. А весной тянет порисовать на улице. Для тренировок нам подойдут бетонные плиты, они бы отлично смотрелись рядом со скейтплощадкой на Волжской набережной, где собирается неформальная молодежь. Сегодня можно рисовать одно, завтра – другое – это удобно. Можно проводить фестивали уличного искусства, мастер-классы, я уверен, людям понравится.
Была бы идея, условия для творчества появятся. Инициативу художника поддержал и.о. главы Алексей Рябченков. На днях он встретился с Александром и предложил сотрудничество.
— Дадим возможность творить, а не хулиганить, создавать художественные произведения, а не портить имущество. Подыщем сообществу уличных художников стену, фасад, брандмауэр, где они смогут учиться рисовать. Негатива вокруг хватает, хочется видеть яркие добрые картины, которые поднимут настроение горожанам и гостям. Теперь будем знать, к кому обращаться, когда нам потребуется украсить город. К рыбинским Бэнкси, улыбается руководитель Рыбинска.
Первые результаты встречи уже появились. Собственник одного из городских строений готов сменить его убогий дизайн на яркие росписи. И главное, это уже не будут подпольные художества малолеток, за которыми вынуждена следить полиция.
Стрит-арт – не просто рисунки на стенах, объясняет Александр. Это язык общения, на котором город может разговаривать на абсолютно разные темы. Он привносит простое и человеческое в строгий градостроительный каркас.
Что ж, у рыбинских граффитистов безграничный простор для творчества. Можно начать с трансформаторных будок и тепловых подстанций — вряд ли кого-то во дворах радуют их невзрачные стены. А там, глядишь, и другая высота покорится – фрески на многоэтажках появятся. Граффити – отличный способ оживить типовую застройку. Александр об этом очень мечтает.