новости 21 декабря 2011

Многогранные «Грани» Юрия Потокина

Утилизация отходов как процесс извлечения доходов. Эта тема с некоторых пор стала актуальной для рыбинского предприятия «Грани». И даже не сама утилизация, а производство оборудования для переработки, например, уже использованного кровельного материала или отходов бумажной и меховой промышленности.

А начиналось все в далеком 1986 году, когда Юрий Потокин пришел на рыбинский завод кровельных изделий, в дальнейшем преобразованный в предприятие «Крома». И стал специалистом в производстве битумных кровельных материалов.

­ Когда московские инвесторы мне, главному инженеру «Кромы», предложили возглавить предприятие, я отказался, ­ вспоминает Юрий Потокин. ­ Продал свои акции, ушел с завода и создал свой бизнес. Сегодня я специалист в кровельных материалах с опытом  ­ страшно сказать ­
26 лет! Конечно, я хорошо знаю отрасль, ее ведущие компании, их руководителей. Я внимательно слежу за всеми новинками, мировыми и отечественными трендами. И это помогает нашему малому предприятию найти свою нишу на рынке.

Эта ниша возникла при общем дефиците строительных материалов, когда даже наличие денег не гарантировало заказчику приобретение нужного количества кровли. Тогда­то ООО «Грани» и предложило рынку компактное оборудование для производства рулонных мягких кровельных битумных материалов. У строительных предприятий появился выбор: стоять в очереди за товаром либо купить мини­завод и самому производить нужное количество кровли.

Потребность в мини­заводах, возникшая в 90­х, есть и сегодня. В отличие от больших производств, которые требуют существенных материальных затрат, рыбинское оборудование экономично и позволяет выпускать битумную кровлю на уровне качества известных брендов.  География поставок широкая: Россия, от Хабаровска до Калининграда; Украина; Беларусь. Установки «Граней» работают в Ярославле.

­ Сейчас готовим линию для отправки в Казахстан, ­ рассказывает Юрий Потокин. ­ Но сначала мы запросили у заказчика сведения о ценах на сырье и продукцию в его регионе. Оказалось, что в этой стране еще существует дефицит строительных материалов, высокие цены на импортную продукцию, хорошо организована государственная поддержка малого бизнеса. Поэтому собственный выпуск кровли ­ доходное дело.

­ А если бы выяснили, что производство нерентабельно?

­ Так бы и сказал заказчику. Он ведь все равно рано или поздно сам все посчитает. А мы, чтобы время не терять, минимальный бизнес­план для него уже составили.

­ Заказчика потерять не боитесь?

­ Нет. Репутация дороже.

В разряд заботы о репутации можно отнести и работы по наладке оборудования, и помощь заказчику в обучении персонала, и гарантийное обслуживание. Но, как говорит Юрий Потокин, все это предлагает любой производитель, а бизнес­план еще до момента оплаты заказа ­ это, можно сказать, ноу­хау «Граней».

Но настоящее открытие, на которое уже получены патенты, лежит в несколько иной плоскости.  И связано оно как раз с утилизацией бывшей в употреблении битумной кровли.

­ В какой­то момент я понял, что рынок уже заполнен строительными материалами на любой вкус и цвет, ­ говорит Юрий Потокин. ­  Мы, конечно, еще будем производить мини­заводы. Но наши надежды связаны не с ними.

Несколько лет назад в «Грани» обратились предприниматели из Ростова­на­Дону. Они разработали технологию извлечения битума из старой кровли, которая во время капитальных ремонтов в большом количестве вывозится на промышленные полигоны. Именно промышленные, а не твердых бытовых отходов, поскольку имеет высокий класс опасности и представляет угрозу для экологии.    

­ Ребята придумали, как извлекать битум, а мы изготовили оборудование, ­ вспоминает Юрий Потокин. ­ Но что­то не заладилось, и на некоторое время работы встали. А потом у нас объявились москвичи. Оказалось, что они купили у ростовских предпринимателей наше оборудование и предложили нам его усовершенствовать.

Работы вылились в изобретение технологии переработки отходов без предварительного извлечения битума и регистрацию ООО «Грани» двух патентов. При этом новая кровля, полученная из переработанной старой, по некоторым показателям превосходит ту, что произведена из сырья. Кроме того, рентабельность производства высокая, поскольку 50 процентов стоимости готовой продукции ­ это битум, цена которого растет.

Будущее серийное производство «Граней» пока представлено одной компактной установкой, которая в конце декабря в полную нагрузку начнет перерабатывать отходы в Минске. В Москве продолжается доводка оборудования большой мощности.

По оценке Юрия Потокина, его предприятие, занявшись темой утилизации отходов, в общей сложности получит около 20 патентов и постарается зарегистрировать международный патент.

­ Да, никто в мире не занимается переработкой битумной кровли, но не потому, что все такие неразумные, ­ смеется директор. ­ Просто на Западе, например, отходы закатывают в асфальт.

Об асфальте ­ отдельная история. С ним у Потокина связаны надежды, не менее перспективные, нежели с переработкой кровли. Это оборудование для производства дорожных гранул. Кстати, тоже из отходов производства, например целлюлозной промышленности. Но в данном случае речь идет об отходах мехового производства.

Современные технологии дорожного строительства требуют качественных материалов. Поэтому с недавних пор не только на Западе, но и в России начали добавлять в щебеночно­мастичный асфальт дорожные гранулы ­ волокно, тщательно перемешанное с битумом. Такой асфальт более устойчив к погодным условиям, долговечен и менее подвержен износу.

Гранулы составляют мизерную часть смеси ­ всего 0,3 процента. Но стоимость их высокая. Немецкие гранулы, которые считаются эталоном, продаются по цене около 2 тысяч долларов за тонну. Российская продукция дешевле, но качество ее не всегда удовлетворяет заказчиков.

­ Проблема в производстве гранул одна ­ как перемешать гору волокна и стакан битума так, чтобы каждая гранула была равномерно пропитана, ­ рассказывает Юрий Потокин. ­ Мы разработали технологию, сделали лабораторные образцы, затем опытно­промышленную установку. Выпустили несколько сот килограммов гранул, которые прошли испытания в белорусском НИИ дорожного строительства, и все показатели подтвердились. Прошедшей осенью мы даже успели эти гранулы положить в асфальт, и дорожники дали положительное заключение.

­ Почему в Белоруссии?

­ К нам обратился белорусский заказчик, у которого скопилось огромное количество отходов мехового производства. Эта гигантская свалка занимает территорию, является постоянным источником опасности. А тут появилась возможность не только избавиться от обузы, но и превратить ее в продукцию, которая приносит прибыль.

Сегодня разработками рыбинских «Граней» заинтересовались польские предприниматели. В Польше опытные образцы гранул, произведенных предприятием Потокина, также прошли все испытания и получили положительные заключения.

­ Пока мы изготавливаем главные узлы оборудования, ­ рассказывает директор. ­ Но в течение полугода сделаем всю линию по производству дорожных гранул. И будем изобретение патентовать.

…Сегодня ООО «Грани» ­ это 500 квадратных метров производственных площадей и 6 рабочих. Когда­то, до кризиса, всего ­ и метров, и народа ­ было больше. Но экономические проблемы сказались в первую очередь на закупках оборудования ­ заказчики урезали все свои бюджеты развития. Тем не менее Юрий Потокин не только строит планы на выпуск серийной продукции. Он думает о благоустройстве офиса и прилегающей территории, мечтает о зеркальной чистоте в цехах, об участии в выставках.

­ Надо уметь концентрироваться на нужных направлениях, ­ говорит Потокин. ­ И не тратить зря время. Если ты что­то не успел сделать первым, ты уже никогда не добьешься успеха.

­ Вы считаете себя успешным?

­ Конечно!

­ Значит, и предприятие ваше стабильное?

­ Дело не в стабильности. Успешным себя может назвать тот, кто создал что­то новое, такой продукт, который до него еще никто никогда не делал. Мой преподаватель в вузе говорил нам, студентам: если хотя бы один из вас что­то изобретет новое, общество окупит все затраты, которые израсходовало на ваше обучение. Поэтому для меня успешность ­ это когда говорят: да, это сделал Потокин.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме