новости 8 августа 2012

Найден инструмент последнего русского розенкрейцера

История тайного мистического общества в Рыбинске начинает обрастать материальными подробностями. Первая ласточка — обнаруженное недавно фортепиано с секретом

 Творение немецкой фирмы
«F. Geissler Zeitz» конца ХIХ века, с бронзовыми подсвечниками и орнаментом в стиле модерн, — недавно это красивое антикварное пианино появилось в рыбинском ресторане «Дом культуры и отдыха» в качестве интерьерного объекта. Владельцы его даже не могли предположить, что их ждет, когда решили отреставрировать и настроить старинный инструмент. Он замолчал еще в восьмидесятые годы прошлого века, когда настройщик изрек диагноз, будто «пациент безнадежен». За свой век он прожил долгую и, можно сказать, даже бурную жизнь. Сто лет назад это пианино принадлежало таперу и развлекало слух посетителей ресторана на ул. Стоялой. Но кто этот тапер? Имя одного из них было отлично известно в Рыбинске. Более того, окружено почти мистическим ореолом. Александр Челищев. Блестящий пианист, композитор, математик, поэт, интелектуал, настоящий магнит среди собеседников. И — последний русский розенкрейцер.

Приверженность к древнему оккультному ордену была предопределена для него с рождения. Челищевы — старинная дворянская фамилия, овеянная множеством тайн. Род восходит к Вильгельму фон Люнебургу, бежавшему в 1237 году в русские земли и вставшему под знамена Александра Невского. Среди Челищевых были и сенаторы, и полководцы, и большие ученые, и художники. В начале ХХ века прямой потомок Люнебурга —  Александр Сергеевич Челищев вместе с женой Марией Луарсабовной, тоже блестящей пианисткой, приезжает в Рыбинск, где они вливаются в культурную жизнь города, устраивают первую музыкальную школу для детей, разворачивают бурную концертную деятельность. Во времена нэпа талантливый музыкант выступает как тапер в кинозалах и ресторанах. Параллельно ресторанный музыкант продолжает тайную родовую традицию.

Есть свидетельства, по которым еще в XVIII столетии где-то под Рыбинском Челищевыми был построен уединенный дворец — «Эрмитаж» — для медитативных собраний розенкрейцеров. Все, что с ним связано, держалось в строжайшей тайне. Ни где он находился, ни как он выглядел, не известно. Единственное, что сохранилось, так это упоминания о нем в мемуарах современников Александра Челищева. Словом, рыбинский тапер представлялся фигурой яркой и загадочной. И потому так ценна любая деталь, связанная с его судьбой.

Такой деталью вполне могло оказаться фортепиано. На эту версию работала еще одна подробность. По воспоминаниям бывших владельцев пианино, тапер, продавший инструмент, очень много курил. Эту же привычку приписывали и Челищеву. Так неужели этих пожелтевших клавиш касались руки последнего русского розенкрейцера?

Казалось, история не откроет своих пучин, и мы никогда не узнаем об этом. Но неожиданно ответить на этот вопрос помог… известный в Рыбинске настройщик. При тщательном осмотре инструмента на деревянной планке каподастра он обнаружил небрежную карандашную надпись — «Челищ. 13.V.3.» (то есть 3 мая 1913 года). Кажется, паззл вот-вот сложится. Хотя тут же всплывало еще одно «но» — этот росчерк также вполне мог принадлежать и супруге тапера-розенкрейцера — Марии. Разрешил дилемму краевед Владимир Рябой, который много занимался изучением истории этой семьи. «В своем архиве я нашел подпись Марии Луарсабовны Челищевой, сравнил ее с той, что была на фортепиано, — рассказывает Владимир Иванович. — И пришел к выводу: эти два почерка совершенно разные. Получается, подпись на пианино действительно оставлена рукой Александра Челищева». В темной, секретной истории рыбинского розенкрейцера появился первый материальный «свидетель». А с обретением имени у старого пианино началась новая жизнь. Вернее, оно возвратилось к своему давнему предназначению.

Спустя сто лет фортепиано последнего русского розенкрейцера вновь заняло свое место в ресторане, но уже XXI века — в «Доме культуры и отдыха» на ул. Крестовой. И не только как нестандартный интерьерный объект, а как рабочий музыкальный инструмент. После глубокой реставрации оно вновь играет, услышать его можно по воскресеньям. А владельцам «исторического» инструмента это маленькое открытие подарило надежду, что раскроются и другие тайны, связанные с родом Челищевых. Кто знает, может, и секретный замок для мистических практик «розы и креста» удастся когда-нибудь отыскать.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме