новости 12 декабря 2012

Здания­-двойники

Типовые проекты в архитектуре Рыбинска 1920­1990 годов

Мы привыкли гордиться Рыбинском, считая его архитектуру уникальной. Однако в городе особенно при советской власти много зданий было построено по типовым проектам. В результате и клубный комплекс «Авиатор», и кинотеатр «Центральный», и здание общественно­культурного центра имеют двойников в других городах. Об этом рассказал кандидат искусствоведения, заместитель директора рыбинского музея­заповедника Сергей Овсянников.

 Советский период с доминированием государства во всех сферах жизни можно в целом характеризовать как эпоху торжества типового проектирования. Даже в 1920­х годах, когда строительство в Рыбинске практически замерло, его немногочисленные примеры основаны именно на типовых проектах. К ним относятся, например, двухэтажные деревянные здания барачного типа, отвечавшие тогдашним требованиям жилищного строительства, но лишенные какого­либо архитектурного своеобразия. 8­квартирные строения возводились на каменном фундаменте, имели каменные лестницы и большие окна со скромными наличниками.

Первые такие два дома построили на улице Троцкого (Карякинской) в 1927 году. В 1928­м на улицах Бебеля (Кирочной) и Луначарского (Нижне­Новой) появилось еще несколько. Они образовали новый район на месте выгоревших кварталов у железнодорожного вокзала. Однотипность этих домов, с одной стороны, была следствием экономии средств, с другой ­ несла идеологическую нагрузку. Она зримо выражала полное равенство жителей, которые получили одинаковые квартиры. Сложно сказать, насколько создатели этого района задумывались об эстетических вопросах. Во всяком случае, во второй половине ХХ века скучная масса однотипных почерневших срубов производила довольно тягостное впечатление.

Самой значительной новостройкой того времени в Рыбинске стал возведенный в 1930­1932 годах в формах ортодоксального конструктивизма кинотеатр «Центральный». Его подчеркнуто современный облик резко контрастировал с окружавшей его застройкой XIX века.
В литературе не раз отмечалось разительное сходство «Центрального» с кинотеатром «Гигант» в Ярославле и высказывалось мнение, что рыбинский кинотеатр является копией ярославского. Однако последнее утверждение не совсем верно уже потому, что «Гигант» был и заложен, и открыт чуть позже «Центрального». Точнее всего считать их построенными по одному проекту.

Рассматривая рыбинскую архитектуру ХХ столетия, мы часто встречаемся с повторным использованием проектов. Первый известный нам случай ­ строительство дворца культуры моторостроителей (ныне клубный комплекс «Авиатор»). Здание было возведено в 1931­1937 годах по проекту московского архитектора Я.А. Корнфельда. При этом он использовал в качестве основы свой же проект московского дворца культуры им. С.П. Горбунова, выполненный еще в 1929 году.

Два здания имеют схожую композицию. Каждая из них разделена на две части: театральную и клубную, ­ связанные между собою своеобразным мостком­переходом.

Вместе с тем годы, прошедшие между проектированием московского и рыбинского дворцов культуры, стали в архитектуре отчётливым рубежом. Московский комплекс выдержан в формах ортодоксального конструктивизма, а здание, воздвигнутое в Рыбинске, украшено ордерным декором. Фасад театральной части получил восьмиколонный портик с высокими гранёными колоннами, капители которых украшены пальмовыми листьями. Эта колоннада приставлена к фасаду, верх которого трактован в форме высокого аттика, декорированного горельефом «Единение народов». Ступенчатый аттик венчает и вынесенный вперёд ризалит клубной части, украшенный рельефным изображением герба СССР.

Значительно более унылыми получились жилые кварталы, расположенные недалеко от дворца культуры. Их облик довольно близок проекту 60­квартирного дома, активно использовавшемуся в Ярославле. Однако предельно упрощенная архитектура рыбинских построек много потеряла в своей выразительности.

Строительство в Рыбинске в послевоенный период вышло на сколько­нибудь заметный уровень лишь к концу
1940­х годов и то лишь в области малоэтажного строительства. Однако новые кварталы отличались куда более ярким обликом, нежели довоенные. Целый район таких домов был возведен в Северном посёлке, между улицами Молодёжной и академика Губкина. Здесь использовано несколько проектов двухэтажных построек. Близкие по размерам, они различаются по композиции, планировке и оформлению.

С начала 1950­х в Рыбинске разворачивается строительство трех­ и четырёхэтажных жилых зданий. При этом следует отметить стремление к ансамблевым, комплексным решениям, когда использование типовых проектов проходило, на наш взгляд, весьма разумно.

Так, парадный фронт зданий на улице Жданова (ныне Рапова) состоит из четырех четырехэтажных зданий
(№ 6­9) двух типов. Среднюю часть комплекса занимают два дома с щипцами над средней частью фасада. В их облике довольно значительную роль играют декоративные рельефы. Справа и слева квартал ограничен угловыми домами. Они сдержаннее и строже средних, но, пожалуй, выразительнее. Их первый этаж, предназначенный для размещения магазина, на самом деле выше остальных и вдобавок выделен высокими окнами с арочным верхом. Пышная лепнина заменена филенками с минимумом декора. Зато над угловым изломом каждого здания высится двухъярусная башня.

В то же время особую популярность получили двух­этажные дома с трехгранными эркерами, применявшимися по всему городу, но особенно в районе катерозавода
(ул. Олега Кошевого) и Переборах. В последнем случае массовое применение типовых пректов привело к однообразию застройки района, вызывавшему негодование главного архитектора Рыбинска А. Ларионова.

Трудно признать типовую постройку в бывшем доме инвалидов Великой Отечественной войны на улице Гагарина, построенном в 1952­1959 годах. Эффектный парадный двор главного фасада, три увенчанных треугольными фронтонами портика с пристенными колоннами придают зданию сходство с дворянской усадьбой. Тем не менее, у этого ансамбля также есть «двойники» в Вологде и, вероятно, в других местах.

Борьба с архитектурными излишествами, начавшаяся с середины 1950­х, придала новый импульс типовому проектированию. Увы, оно сопровождалось резким уменьшением количества проектов, крайней минимизацией затрат и значительным увеличением количества возводимых зданий. Это закономерно привело к появлению целых районов, монотонно застроенных скучными утилитарными домами, которые строил местный домостроительный комбинат.

Типизация не могла не сказаться и на облике общественных зданий, возведенных в 1960­1970 годах. В это время строятся большие, но откровенно убогие в архитектурном отношении здания, такие как Дом моды, Дворец культуры «Радуга» или главный корпус Рыбинского авиационного технологического института (ул. Пушкина, 57).

Но и в те годы архитекторы и заказчики нередко устраивали настоящую борьбу за облик значимой постройки. Так, дворец культуры Рыбинского кабельного завода (1964­1957 гг.) был в процессе строительства дополнен рельефным фризом.

Еще более сложную историю проектирования имели сооружения 1970­1980 годов. Пример ­ дворец спорта «Полет», возведенный на основе типового проекта дворца с искусственным льдом. По этому проекту уже был построен дворец спорта «Звездный» в Липецке. В Рыбинске типовой проект был переработан для создания многофункционального сооружения, способного не только принимать хоккейные матчи, но также служить концертной площадкой.
В выработке новой концепции значительное участие принимал сам генеральный директор Рыбинского моторостроительного завода
П.Ф. Дерунов и директор ­ начальник строительства
Ю.А. Герасимов. При переработке отказались от возможности трансформации трибун, позволявшей увеличивать размер ледяного поля на время тренировок. Значительные изменения были внесены и в дизайн интерьеров, где применялись не предусмотренные в типовом проекте дорогостоящие материалы.

Типовой проект, по которому в Рыбинске уже был построен ДК «Вымпел», стал основой и для дворца культуры «Волжский» (1971­1977). Он был переработан при активном участии заказчика ­ руководства Волжского машиностроительного завода во главе с А.А. Герасимовым. В результате дворец получил не предусмотренный первоначально большой «паркетный» танцевальный зал и облицовку. Интерьеры здания и сейчас в основном сохранили отделку 1970­х годов: светильники, декоративную керамику, гобелены.

Типовой проект Дома политического просвещения
(ул. Чкалова, 89 ­ ОКЦ) отличался довольно высокими архитектурными качествами. Тем не менее, возведенное в 1985 году рыбинское здание воспринимается совершенно по­иному, чем построенное за несколько лет до этого по тому же проекту в Череповце. Возможно, на облик здания в Рыбинске повлияло его соседство с более крупной по размеру постройкой «кирпичного стиля» начала ХХ века ­ архитекторы приняли меры, чтобы их соседство не выглядело дисгармоничным. Фасады Дома политпроса покрыты терразитовой штукатуркой цвета керамики, расчленены декоративными арочными нишами и несколько по­театральному декорированы светильниками.

Что касается жилых построек, то и здесь уже с 1960­х годов делались попытки придать типовому технологизму зданий некую индивидуальность, очеловеченность. Архитекторы пытались использовать возможности монументального искусства. Сначала такие попытки носили довольно кустарный характер. С 1970­х получили значительное распространение выложенные на стенах домов орнаменты из красного кирпича, вызывающие ассоциации с северной народной вышивкой, практически не требовавшие дополнительных расходов.

Типовое проектирование само по себе отнюдь не является злом. Использование типовых проектов подчас не только экономило средства, но и способствовало продвижению в провинцию образцов, разработанных столичными архитекторами, проектными организациями, внедрению современных приемов и стандартов. Однако зачастую оно вело к скучному однообразию облика целых городских районов, что особенно остро проявилось в 1960­1980 годах.

Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Ольга 12:06 | 29 Декабрь 2012

Что автор статьи совсем другой человек!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме