новости 29 мая 2013

Поделились опытом с образованными гостями

Делиться положительным опытом не только приятно, но и полезно, ведь всегда важно знать, как оценивают твою работу другие. В очередной раз эта простая истина нашла подтверждение на выездном совещании Союза городов Центра и Северо-Запада России, которое прошло на минувшей неделе в администрации города. Союз — организация общественная, объединяющая 27 городов страны, и ее представителям близки и понятны все проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные образования — от социальных до коммунальных и экономических. На сей раз при непосредственном участии этой организации в Рыбинск приехали представители из нескольких городов — Котласа, Ярославля, Твери, Старой Руссы, Великого Новгорода и прочих — для того чтобы изучить наш опыт по модернизации образовательной системы.

Вклад в будущее

DSC_8750Как пояснил директор исполнительной дирекции Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Васильев, «самобытный подход рыбинцев к проводимым реформам впечатляет, и то, что конференция посвящена вопросам образования, совсем не случайно. В прошлом году в Нарьян-Маре прошло совещание мэров городов, на котором обсуждалась проблема обеспечения местами в детских садах, актуальная для всей страны, и опыт Рыбинска в данной сфере показался всем интересным и нестандартным. Вашему городу есть чем поделиться, у коллег есть интерес к тому, что хорошего у вас происходит, и желание взять на заметку креативные идеи».
«От качества образования — к качеству жизни» — такой слоган как нельзя лучше отразил суть перемен в сфере рыбинского образования.  Вложения  в нее приносят дивиденды далеко не сразу, но в конечном итоге суть реформы сводится к тому, чтобы создать для подрастающего поколения самые лучшие условия, чтобы каждый ребенок получил возможность развивать свои способности и в конечном итоге стал  грамотным специалистом и гармоничной, всесторонне развитой личностью.
Латать дыры и ограничиваться полумерами в Рыбинске не стали, в результате появились комплексные программы, решающие от и до проблемы образовательных учреждений — детских садов и школ. А ведь еще несколько лет назад система образования в городе по некоторым показателям не дотягивала до установленной планки. Как пояснила директор департамента образования Римма Брядовая, средняя загруженность образовательных учреждений города составляла порядка 75%, тогда как этот показатель в целом по области находился на уровне 79,9%. С учетом особенностей подушевого финансирования малокомплектные школы в буквальном смысле слова влачили жалкое существование, ни о каком развитии здесь речи не шло.
Показательным примером в этом плане стала реализация программы модернизации  в микрорайоне Волжский, о которой гостям рассказали для большей наглядности. До масштабных перемен имелась перегруженная гимназия №8, где учащимся в буквальном смысле слова не хватало места, и две относительно новые, но полупустые школы — 17-я и 25-я. Загруженность здесь не дотягивала до 50%. В результате гимназия переехала в большее по площади здание 25-й школы, которая в свою очередь заняла пустовавшее до этого момента крыло 17-й школы. После такой перетасовки появилась возможность не только оптимизировать учебный процесс, но и с удобствами разместить в отдельном здании межведомственный центр дополнительного образования.
«Самое главное — нужно было экономически подтвердить обоснованность переезда. Эти школы за короткий срок были отремонтированы и полностью подготовлены к приему ребят и педагогов.
В результате мы добились значительного увеличения фонда материального обеспечения школы №17, гимназия №8 перешла на обучение в одну смену, открылись более широкие возможности для организации полноценного учебного процесса: в обеих школах по два отремонтированных спортивных зала, хорошо оснащенные библиотеки, читальные залы, созданы условия для научной работы, модернизированы пищевые блоки», — рассказала Римма Александровна.
«Поэтапность реализации программ позволила без лишних социальных волнений воплотить все задуманное в жизнь, и на настоящий момент мы достигли желаемого показателя — загруженность школ составляет 87%», — продолжила она.
Из шести микрорайонов города, которые затронула реформа школьного образования, на сегодняшний момент осталось капитально отремонтировать школу в микрорайоне Копаево и расставить все точки над «i» в Заволжье. Местные школы занимают здания еще довоенной постройки, поэтому принято решение о строительстве одного большого учебного заведения с последующим закрытием действующих и переводом их в новые стены. На вопрос от гостей, не логичнее ли было реконструировать имеющиеся здания, директор департамента образования пояснила, что в помещениях со старыми деревянными перекрытиями, без централизованной канализации такие работы обошлись бы дороже. «На данный момент на стадии завершения государственная экспертиза проектной документации новой школы, и мы все с нетерпением ожидаем начала строительства», — уточнила она.
С особым вниманием участники совещания отнеслись к рыбинскому опыту решения проблемы обеспеченности местами в дошкольных учреждениях. Строительство новых и возвращение ранее существовавших детских садов, организация дополнительных дошкольных групп, в том числе при школах — это те шаги, которые уже позволили добиться значительных результатов. На сегодняшний день в городе ликвидирована очередь в детские сады для детей старше трех лет. В ближайшее время планируется и вовсе свести на нет актуальную проблему.
Конечно, «узких мест» в дошкольном образовании еще предостаточно. На данный момент в этой сфере занято  более 2500 человек, около полутора тысяч из них — педагоги. Дефицит кадров здесь — величина стабильная, как правило, открыто порядка двадцати пяти вакансий. За последний год ситуация усугубилась и в связи с оттоком педагогов пенсионного возраста. Для того чтобы выйти из сложной ситуации и привлечь молодежь работать в детские сады, предусмотрена 30%-ная надбавка к окладу, помощникам воспитателей из городского бюджета доплачивают две тысячи рублей. Возможно, еще одним шагом на пути к решению кадровой проблемы стало бы предоставление жилья иногородним специалистам.
Все собравшиеся были едины во мнении, что во все времена труд педагогов — и в школе, и в детском саду — не относился к разряду высоко доходных, но это не значит, что ситуацию не нужно пытаться менять в лучшую сторону. За текущий год средняя заработная плата рыбинских учителей, воспитателей и педагогического персонала ДОУ вырастет в несколько раз. Так, если в 1-м квартале средняя величина материального вознаграждения учителей и педагогов детских садов составила 17 980 и 13 721 рубль соответственно, то в сентябре с учетом поэтапного повышения цифры будут иными: 23 233 и 17 477. Средняя заработная плата учителей должна сравняться со средней по экономике.

Зачем директору физика?

Многопрофильная подготовка в школе — как один из залогов дальнейшей успешной учебы выпускников. Об этом важном моменте в сфере образования говорил ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета им. П.А. Соловьева Валерий Полетаев, считая его ключевым в деле повышения качества подготовки школьников. При этом, по его мнению, не меньше внимания нужно уделять и дополнительному образованию, причем с прицелом на профориентационную работу.
«Есть момент, который меня как ректора технического вуза очень беспокоит. Сейчас  катастрофически не хватает людей, которые могли бы работать в сфере материального производства. Инвесторов, готовых открывать новые предприятия,  интересует простой вопрос — кто  будет работать? В первую очередь здесь все базируется на естественных науках, но, как показывает практика, сдача ЕГЭ по таким предметам — проблемное дело. В среднем по стране их выбирают не более 15% школьников. Такое малое количество людей, которые скорее всего в будущем приобретут инженерные специальности, не может восполнить имеющийся дефицит. Решать эти вопросы на стадии 11-го класса уже поздно, поэтому мы при поддержке департамента образования на базе вуза создали малую школьную академию, в которой ребята занимаются начиная с 6 — 7 класса». Комплекс мер дает свои плоды — тот же ЕГЭ по физике в Рыбинске сдают 35% школьников, и вполне вероятно, что вскоре их будет уже 40%.
Неожиданное продолжение разговор о естественных науках получил, когда речь зашла об актуальной задаче повышения энергоэффективности образовательных учреждений.
Это требование к  школам и детским садам продиктовано самой жизнью, ведь не секрет, что львиная доля бюджетных средств, выделяемых на сферу образования, уходит на оплату «коммуналки». О рыбинском опыте рассказал Игорь Павлов — директор школы №26, капитально отремонтированной в прошлом году.
В свое время все началось с энергетического аудита образовательных учреждений и курсовой подготовки руководителей школ и детских садов в РГАТУ.
«Когда вновь пришлось сесть за парту, первоначально испытал чувство недопонимания — думал, зачем все это нужно. Но когда нашу школу поставили на капитальный ремонт, все встало на свои места. Обсуждать различные нюансы, в том числе и в плане энергоэффективности, с подрядчиками было намного проще», — уточнил Игорь Аркадьевич.
Все основные конструктивные элементы здания школы были утеплены с применением современных материалов. К примеру, предполага-
емый эффект от утепления стен составляет ни много ни мало 68,4% снижения теплопотерь, крыши — 59%, суммарный же эффект достигает 39%.
Особая гордость директора школы — внедрение погодного регулирования в тепловом пункте. «Условно школа разделена на четыре сектора, и в каждом из них можно задать оптимальную температуру. Мы ввели отдельную ставку завхоза — взяли человека с высшим техническим образованием, разбирающегося в тонкостях современной отопительной системы. Прибор запрограммирован так, что в шесть утра открывается вся система отопления в школе и до трех часов она работает в полном объеме. Затем отопление, кроме резервной циркуляции, отключается, но если вдруг температура на улице опускается ниже нормативной, автоматика сама отрегулирует работу системы».
Преимущества энергоэффективного подхода наглядно продемонстрировали цифры статистики. Если в 2011-2012 учебном году на отопление школы ушло 1038,6 гигакалорий, то в 2012-2013-м — всего лишь 358. Экономия здесь составила свыше 700 тысяч рублей. Значительного сокращения расходов  удалось достичь и по холодной воде.
«Честно говоря, мы этого даже не предполагали. У нас в каждом учебном кабинете есть умывальники, и мы, наоборот, ожидали роста расхода воды. Но с каждым месяцем цифры на счетчиках все уменьшались и уменьшались», — продолжил директор школы. Как выяснилось, все дело в важных мелочах. Например, внедрение интерактивных досок привело к тому, что учителя реже стали брать в руки мел, а значит, и расход воды, необходимой для приведения в порядок обычных школьных досок, резко сократился. Если раньше, для того чтобы дочиста вымыть деревянные крашеные полы в школе, приходилось расходовать воду десятками литров, то керамическая плитка, как выяснилось, не только практичнее, но и экономнее. Скажете, фантастика. Тем не менее, если в прошлом учебном году расход воды составил 2161 кубометр, то в текущем — 1572. Несмотря на то, что количество оргтехники в школе выросло в два раза (после ремонта здесь установили современные, более мощные компьютеры), удалось, пусть немного, но сэкономить даже на электроэнергии. Вот такие в нашем рыбинском образовании реалии.

P.S. В ходе конференции гости из других городов получили возможность собственными глазами увидеть все, о чем раньше только слышали. Они посетили 10-ю, 12-ю и 26-ю школы, отремонтированный детский сад на улице Крестовой, 122 и другие образовательные учреждения, преобразившиеся в последние годы. Как истинные педагоги они выставили свою оценку проделанной в городе работе — твердую пятерку.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме