новости 12 марта 2015

Будущее «РАСКАТа» глазами менеджмента

Еще недавно «РАСКАТ» считался лидером рынка производства дорожных машин в стране. Но в прошлом году что-то пошло не так, и о предприятии заговорили в связи с долгами по заработной плате и даже возможным банкротством. Версии причин происходящего плодились и множились: от нежелания собственников наладить работу завода до субъективных оценок качества менеджмента, от падения спроса на продукцию до сложностей технологического цикла, доставшегося заводу еще с советских времен.

Раскат1В январе этого года генеральным директором предприятия был назначен Сергей Борисов. Сегодня он отвечает на наши вопросы.

— Сергей Павлович, в 2014 году завод «РАСКАТ» подтвердил статус лидера среди остальных отечественных производителей дорожно-уплотнительной техники, однако конец года предприятие встретило с существенными финансовыми трудностями. Что это – ошибки в управлении или были еще какие-то причины?

— Снижение объемов производства, возникшие трудности с поставками сырья, накопление долгов перед сотрудниками – результат не ошибок в управлении предприятием, а прямое следствие экономических трудностей, с которыми столкнулась наша страна в середине 2014 года. Стоит посмотреть на производителей различных видов строительной техники, а также на гражданское машиностроение, чтобы понять, что все российские производители оказались в одинаково непростой ситуации. Кто-то критично снизил объемы производства, кто-то приостановил работу, а кто-то вынужден был закрыться совсем. В первом квартале 2014 года администрация завода с оптимизмом смотрела на возможности освоения новых долей рынка, но дальнейшие международные события подорвали экономику предприятия, которое вынужденно снизило объемы производства и накопило задолженности.

Несколько раз предприятие перестраивало стратегию производства, проводило сокращение затрат, активизировало направление продаж, но ограниченный доступ к финансовым ресурсам, растущие курсы иностранных валют, прекращение поставок от производителей комплектующих – все это сделало свое дело. Хотя стоит особо подчеркнуть, что даже в такой непростой обстановке завод сохранил позиции российского лидера в производстве дорожно-уплотнительной техники и закончил год новым достижением.

Сделано это было силами рабочих предприятия, которые десятилетиями работали здесь и не оставили своих рабочих мест. Поддержав производство в трудный момент, люди обеспечили допоставки техники по действующим контрактам, сохранив доброе имя предприятия и торговой марки «РАСКАТ».

— Можно ли выделить объективные факторы, которые привели завод к сегодняшнему состоянию?

— Последние годы на работу предприятия оказывали воздействие сдерживающие факторы, которые не позволяли активно завоевать новые доли рынка. Среди них можно выделить свободную политику государства в отношении ввоза импортной техники, включая б/у, которая «выдавливала» российских производителей с рынка; жесткую ценовую конкуренцию, связанную с завышенной стоимостью рубля по отношению к доллару; не всегда корректное поведение торгующих компаний при работе с закупщиками либо откровенный демпинг.

Раскат3С другой стороны, сложные условия, в которых работает старейшее российское предприятие «РАСКАТ», ведущее свою историю с 1870 года, оказали и обратное воздействие. Завод был вынужден постоянно модернизировать свою технику, повышать ее качество, надежность, работать над улучшением дизайна. В результате наша продукция стала соответствовать современным запросам потребителей, наметилось увеличение спроса на современные модели катков «РАСКАТ» серии RV, что позволило новой администрации предприятия в 2014 году даже сделать заявление о двукратном увеличении своей доли на российском рынке — с 8 до 17 процентов.

Такие смелые прогнозы поддерживались решениями Правительства РФ, ограничивающими участие импортной спецтехники в госзакупках. Перед производителем впервые за многие годы открылись перспективы, позволяющие сделать очередной рывок в завоевании рынка. Но все планы роста в результате пришлось оставить на бумаге. Временно!

— Какие меры, принимаемые сегодня, можно назвать антикризисными?

— В настоящий момент завод ведет переговоры о привлечении финансовых ресурсов, о поставках сырья и комплектующих, которые позволят наладить бесперебойную работу производства. Предприятие выполняет текущие заказы на производство деталей из ABS-пластика. Один из цехов обладает соответствующим оборудованием и имеет в штате высококвалифицированный персонал, который многие годы специализировался на производстве изделий из термопластической, ударопрочной технической смолы.

— Каковы преимущества продукции «РАСКАТа», и есть ли перспективы увеличения ее выпуска?

— Завод «РАСКАТ» — современное технологичное предприятие, которое выпускает качественную технику, по своей оснащенности не уступающую зарубежным аналогам. Подтверждение этому – единичные случаи обращения в авторизованные сервисные центры по гарантийным случаям. Техника разрабатывается таким образом, что провести ее ремонт можно прямо на месте выполнения дорожных работ, оперативно, фактически не прекращая работы.

Что касается объемов производства, то при максимальной загрузке предприятие способно выпускать до 600 дорожных катков в год, при этом сохраняя широкий ассортимент, который сегодня насчитывает порядка 27 единиц: асфальтовых катков массой от 1,5 до 21 тонны, включая единственный российский уплотнитель полигонов РЭМ-25.

Завод выпускает две серии катков: классические ДУ, современные серии RV и RC, которые представлены 16 моделями различного назначения и включают полный спектр вибрационных и статических асфальтовых катков и вибрационных грунтовых катков. Это прекрасный набор техники для выполнения всех видов дорожных работ. И ряд клиентов приобретают ее именно наборами, позволяющими выполнять самые разнообразные задачи.

Например, не так давно одна из забайкальских строительных компаний заказала сразу три модели катков, предназначенных для решения разнообразных задач.

Раскат2— Заключались ли новые контракты в последнее время?

— В данный момент предприятию необходимо решить финансовые вопросы с поставками сырья, с заменой выросших в цене импортных комплектующих, с покрытием образовавшейся задолженности. План, принятый администрацией предприятия, позволит это сделать.

Только в 2014 году завод выпустил 188 катков, которые поставлялись как в Россию, так и за рубеж: Белоруссию, Казахстан, Кубу. Помимо давних партнеров, эту технику заказывали и новые клиенты: из Вологодской, Кемеровской, Оренбургской, Тюменской областей, Приморского края, Республики Хакасия и т.д.

Запросы на поставки техники «РАСКАТа» не прекращали поступать никогда. Ни в конце 2014 года, ни сейчас. Идет поток заявок, поскольку наши машины прекрасно зарекомендовали себя в работе, и крупные строительные компании зачастую предпочитают именно «РАСКАТ», а не зарубежные аналоги. Такое доверие со стороны потребителей говорит само за себя.

— Намерены ли вы выпускать новые виды дорожной техники?

— Высокая конкурентная активность, меняющаяся ситуация в экономике страны, растущие требования со стороны потребителей заставляют совершенствовать технику, модернизировать ее и выпускать новые модели. Подчеркиваю: завод не прекращал проводить модернизацию отдельных узлов своих машин, и даже в непростом 2014 году предприятие провело ряд существенных изменений, которые повысили удобство эксплуатации техники. Это непрерывный процесс.

— Какие возможности открываются перед предприятием в рамках программы импортозамещения?

— Импортозамещение и растущая цена на зарубежную технику открыли перед всеми российскими производителями огромные возможности. Российская техника давно стала конкурентной в цене, в удобстве сервисного обслуживания, в качестве. Но если обратить внимание на рынок в настоящий момент, можно увидеть, что роста объемов производства не происходит. Причина — в отсутствии свободного доступа к оборотным финансовым ресурсам, в ожиданиях потребителей, которые «затаились», наблюдая за развитием экономической ситуации в стране и т.д.

— Собирается ли предприятие сохранить штат сотрудников?

— Наши кадры — самый ценный на сегодняшний день потенциал завода. Опытный персонал, высококлассные специалисты, которые десятилетиями росли вместе с заводом, сделали нашу технику известной не только в России, но и во многих странах мира. Инженеры, конструкторы, представители всех специальностей – это невосполнимый ресурс, который нельзя потерять. Без рабочих предприятие просто не сможет выпускать первоклассную технику, поэтому менеджмент завода будет бороться за своих людей до конца. Не отстояв людей, невозможно отстаивать и производство в целом.

Предприятие пережило не один кризисный период в экономике государства, преодолеет и нынешние трудности. Мужественность и преданность людей, которые работают здесь, позволили заводу не единожды разобраться даже с самой безвыходной ситуацией. А нынешний кризис, например, по сравнению с 2008 годом для предприятия значительно легче, преодолеем и его.

— Сколько работников будет работать на предприятии в ближайший год, и когда будет выплачена задолженность по зарплате?

— Антикризисная программа предприятия на 2015 год предусматривает полноценную работу в цехах до 330 человек, это позволит наладить выпуск до 220 машин в год (для сравнения: у некоторых конкурентов сейчас работают до 70 человек). Увеличивать штат своих работников в цехах будем планово.

Намеченные объемы производства позволят решить возникшие перед предприятием проблемы и начать наращивать производство до уровня докризисного периода 2008 года, когда было выпущено 616 катков. Это выполнимая задача.

При активной реализации программы задолженность по зарплате можно ликвидировать очень быстро. Будем стараться. При стоимости дорожного катка от 3 до 5 миллионов рублей достаточно выпустить и реализовать несколько десятков единиц техники, чтобы закрыть этот вопрос. Но реализация программы будет осуществляться в плановом режиме, пошагово, с привлечением поддержки партнеров, органов государственной власти.

К сожалению, нам несколько мешает «информационная деятельность» мелких компаний, которые пытаются замахнуться на такое крупное предприятие, как «РАСКАТ». Они сравнивают себя по объемам производства с нашим предприятием и откровенно лгут в СМИ, завышая в десятки раз (!) свои реальные объемы. Хотя по факту такими мощностями никогда не обладали и обладать не смогут, так как собирают свою технику буквально «на коленках», в гаражах. Хочется сказать таким людям: перестаньте заниматься черным пиаром и займитесь делом. У нас с вами разные дороги. Во всех смыслах.

— Какую помощь вы ждете от региональной и местной властей?

— Крупному предприятию необходима крупная поддержка со всех сторон. Помощь региональных и местных властей востребована и на этапе реализации антикризисной программы предприятия, и на этапе участия в госзакупках. Стоит отметить, что предприятие является лицом региона в машиностроительной сфере и поддержку получает всегда. Недавняя встреча губернатора Ярославской области с представителями администрации завода: с директором, с президентом Независимой ассоциации машиностроителей – тому подтверждение.

Губернатор Сергей Ястребов внимательно изучил антикризисную программу предприятия, одобрил наши планы и обещал оказать содействие в информировании регионов, исключающих импортную технику из государственных закупок, о широких возможностях отечественного производителя ОАО «РАСКАТ». В настоящее время даны соответствующие поручения, результат которых не заставит себя долго ждать. На наш взгляд, это и есть лучшая поддержка родного предприятия в трудный период, который переживает наша страна.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме