новости 17 сентября 2015

Куда дует ветер в туризме

От чего люди отказываются в первую очередь, когда сталкиваются с денежными проблемами? От того, что не является жизненно необходимым, даже если украшает жизнь, разнообразит ее и делает интереснее. Туризм подходит под эти определения по всем показателям. Конечно, было бы приятно лишний раз съездить в Египет или познакомиться с достопримечательностями Италии. В конце концов, на нашем русском юге есть масса мест, достойных внимания и активных туристов, и тех, кто любит пляжный отдых. Все это развлекает. Но без всего этого вполне можно жить.

Бозенко в центреУвы, развлекаться в этом году пришлось на треть меньше. О таком падении в туристическом бизнесе говорит российская статистика.
По данным Росстата, в первом полугодии этого года выездной турпоток снизился на 33,8 процента и составил 5,4 млн поездок. Для сравнения: аналогичный отчетный период прошлого года зафиксировал 8,3 млн туристов, побывавших за рубежом.
Эксперты говорят, что такого падения в туристическом бизнесе не наблюдалось за последнее десятилетие ни разу. В кризис 2008 года краткосрочный спад был зафиксирован на четверть. В дальнейшем цифры выровнялись и даже начали расти.
Рекордное падение туристического рынка привело к закрытию предприятий, чья сфера деятельности связана с туризмом. По некоторым данным, с рынка ушло до половины турагентств. А впереди – зима, далеко не самое лучшее время для продажи путевок.
Что происходит с этой сферой экономики в Рыбинске? Какие перспективы видят местные профессионалы? Коснется ли этот вид бизнеса процесс импортозамещения, и станет ли российский Крым альтернативой Египта и Турции?
Об это мы говорим с директором туристической компании «Роза ветров» Виктором Борзенко. Он начал работать в этой сфере три с половиной года назад, купив франшизу одноименного российского туроператора, и за это время обрел и широкую клиентскую базу, и профессиональное признание, и авторитет.

— Виктор, рынок действительно сократился на треть, а половина агентств закрылась?

— Рынок сократился, это очевидно. По некоторым направлениям меньше, по другим – почти наполовину. А вот о закрытии… Могу только мечтать о том, чтобы количество турагентств сократилось до разумного. Может, это статистика крупных городов, но в Рыбинске я не слышал о том, чтобы кто-то прекратил работу. В городе было порядка сорока агентств и представительств. А сейчас это количество может вырасти.

— Мы что, не в тренде?

— Мы не можем быть не в тренде. Нас касаются все процессы, происходящие в российской экономике. Но многие полагают, что туризмом заниматься легко и приятно: надоело сидеть дома, открою турагентство, буду дешево ездить за границу. Я не думаю, что с таким отношением можно долго продержаться на рынке. Однако желающих участвовать в нашей сфере деятельности всегда было много. Но открывать агентство сегодня, накануне зимы, по меньшей мере неразумно.

— А что происходило с продажами путевок на зарубежные курорты в летний период?

— В июне и июле существенного падения мы не заметили. В целом отработали так же, как и в предыдущий год. Отличия, конечно, были. Это в первую очередь неравномерность заказов. Полмесяца мы могли сидеть почти без клиентов, зато во второй половине не успевали всех принимать. Август оказался гораздо более сложным. В начале месяца резко выросли курсы доллара и евро.

— Путевки сильно подорожали?

— Конечно, путевки подорожали. Но непропорционально курсу валют. Евро, например, вырос за полтора года вдвое, а среднестатистическая поездка в Египет стала дороже на четверть, максимум – на 50 процентов. Однако люди видят прямую зависимость стоимости отдыха и ситуации на валютных биржах, делают вывод о двукратном росте цены путевок и даже не интересуются предложениями.

— Это действительно кажется очевидным.

— Но это совсем не так. Серьезные участники рынка понимают, что рост цены может привести к краху. Туроператоры снизили стоимость отдыха в валюте. Поэтому сегодня в Турцию и Египет можно слетать почти по прошлогодней цене. Летом Чехия стоила столько же, сколько и год назад.

— А Европа?

— Европа подорожала. Но не за счет цены путевки. В Европе мало отелей «все включено», поэтому выросли расходы туристов за рубежом. Плюс цена перелета. В результате европейские туры упали значительно. И операторы сократили число полетных программ.

— Это как-то сказалось на рынке?

— Безусловно. Например, летом практически не было «горящих» путевок. Тем временем многие привыкли, что самые дешевые туры – это купленные накануне отлета. Они ждали до последнего в надежде на падение цен. А дешевых «горящих» предложений просто не стало. И эти потенциальные туристы вообще остались без путевок. А могли дешевле заказать тур за полтора-два месяца. Но приобретенные за много лет привычки сыграли здесь злую шутку.

— Продаете ли вы туры в Азию?

— Мы продаем туры во все направления. Но Азия подорожала из-за стоимости перелета. Впрочем, азиатский сезон еще только начинается.

— А что с русским югом? По российской статистике, число туристов на черноморском побережье выросло.

— Конечно, потому что наш юг – это альтернатива Средиземноморью. Но этот рост турагентства не ощутили. В Крым или на Кавказ вполне можно добраться самостоятельно. Люди приходили к нам, интересовались возможностью отдыха в Крыму, ничего не заказывали, добирались автобусами, поездами или личным транспортом. Более того, многие вновь начали пользоваться для размещения частными предложениями. Но мы югом заняты мало.

— Почему? Неужели для вашего бизнеса это не выход?

— Может быть, со временем, но не сегодня. К сожалению, сервис, который предлагают наши южные партнеры, значительно уступает зарубежному обслуживанию. Начнем с того, что у нас предложения начинаются с проживания «без удобств». Затем следуют «частичные удобства», и только потом – стандартные номера, полный пансион и all inclusive. За рубежом предложения начинаются со стандартных номеров. И то, что туристы называют «дешевым отдыхом на русском юге», это, как правило, отсутствие элементарных удобств. Мы же не привыкли предлагать низкий уровень сервиса и уж тем более вводить клиентов в заблуждение.

— Однако реклама утверждает, что отечественные курорты не хуже зарубежных.

— Увы, я считаю это стратегической ошибкой. Лучше, если турист заранее знает все о своем отдыхе. Иначе он, съездив на юг один раз, лет пятнадцать туда больше не поедет. Хотя через пять лет там могут построить отличные отели с великолепным сервисом. По крайней мере, я очень надеюсь на это.

— Какое поведение туристического рынка вы прогнозируете на ближайшее время?

— Из настораживающих факторов, которые могут негативно повлиять на количество туристов, могу выделить изменения в оформлении шенгенских виз. С 14 сентября для посещения стран Шенгенского соглашения необходимо сдать отпечатки пальцев. Сделать это можно только в специально созданных центрах. Для нас ближайший такой центр – в Москве. Поедут ли люди оформлять визу в Москву или выберут безвизовую страну для отдыха? Скорее всего, Европа из-за этого потеряет еще часть российских туристов. Значит, могут вырасти поездки в Египет, Турцию, на Гоа, в Арабские Эмираты, Вьетнам, Таиланд. Ну и должен расти российский юг. Им сегодня много занимаются. Однако для того чтобы его было не стыдно продавать, нужна смена мышления принимающей стороны. Туристов должны рассматривать не как источник получения доходов, а как объект для сервиса. Надеюсь, на это уйдет не много времени.

— Есть ли у вашего агентства «Роза ветров Рыбинск» перспективы развития сегодня?

— В кризис о развитии говорить сложно. Но мы намерены открыть дополнительные направления деятельности. Это продажа российских туров и экскурсионных программ. Планы у нас серьезные.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме