Две желтые трехэтажки 29а и 29б по улице Щепкина, возведенные в Рыбинске шесть лет назад по инновационной технологии каркасно-монолитного строительства, трещат по швам. Да так, что о них заговорили федеральные СМИ.
С виду милые домики, выросшие буквально за один год, предназначались в основном для переселенцев из ветхого жилья, но некоторые собственники приобрели здесь квартиры за свой счет, в том числе, в ипотеку. Правда, новым квадратным метрам люди радовались недолго – в первые же месяцы после заселения с домами стали происходить неожиданные метаморфозы. Внутри и снаружи зданий появились трещины, в подъездах регулярно отваливаются уголки и обшивочные панели, а цоколь раскрошился так, что из-под штукатурки выглядывает гранулированный пенополистерол, используемый в качестве тепло- и шумоизоляции.
Обшивка под кровлей, небрежно выполненная из обычных пластиковых панелей, разлетается при первом же порыве ветра. В щели попадает влага и стекает по стенам прямо в квартиры. Сейчас трещины уже повсюду – ни в одной квартире обоих домов не найдется идеальной стены. Жители опасаются за свою безопасность и намерены бить во все колокола.
— Обращались и в управляющую компанию, и в жилкомцентр, везде нас отфутболили, — говорит Любовь Хрусталева. – Зашевелились только после того, как мы написали заявление в прокуратуру. И мы настроены идти до конца.
Сегодня на Щепкина, 29 работают специалисты ярославского агентства строительной экспертизы, чтобы провести визуальный осмотр и фотофиксацию видимых дефектов. Стены, фундаменты и перекрытия исследовали с особой тщательностью. Эксперты поднялись на чердаки, побывали в подвалах, а вот в квартиры не попали. Оказалось, что управляющая компания – ОАО «Рыбинская управляющая компания» не известила жителей о визите комиссии. Экскурсия по подъездам показала, что и к уборке у обслуживающей организации подход весьма формальный. На площадках между этажами — грязь, мелкий сор, а местами — засохшие ореолы луж. И запах соответствующий.
— Такое ощущение, что УК специально вставляет нам палки в колеса, — говорит Наталья Мысик, купившая квартиру в ипотеку в 2013 году. – Знают, что будет проверка, но ни объявления не повесит, ни ключи от подвала не оставит. Если бы я знала, чем обернется эта покупка, никогда бы сюда не переехала.
В квартире Натальи углы «поехали» в первый же год. Потом увело потолок в прихожей, а недавно на кухне треснула плитка и начал похрустывать пол.
Ее соседка Вера Афанасьева новую квартиру получила взамен ветхого жилья. До последнего момента девушка оттягивала переезд.
— Не я одна не хотела сюда заселяться. Видели, как эти дома строились, и диву давались. Все такое хлипкое, словно времянки это, а не капитальные строения. Но других вариантов не было, я сирота с маленьким ребенком на руках, хотя лучше бы предпочла вторичное жилье.
Коммунальные неприятности в квартире Веры, как и у остальных соседей, появились сразу. При ремонте вместе с обоями отрывались куски стены, поползли трещины. Лопнула одна из несущих балок, и теперь, по словам владелицы, ходит ходуном. А ночью стены и вовсе начинают издавать странные щелкающие звуки.
— Недавно сотрудники УК поставили на трещину очередной маячок, но уже вечером он разошелся по швам. Дом «гуляет» сильно. В подвале пол уже просел, и мы боимся, что в один момент здание просто рухнет. А ведь здесь столько деток и пожилых людей живет.
Вместе с экспертами на чердаке одного из домов побывали и мы. Расположенные в мансардном помещении конструкции действительно не внушают доверия и напоминают скорее бутафорию.
Здание построено с использованием легких стальных тонкостенных конструкций, в основе которых – перфорированный оцинкованный профиль. Он обшивался фиброцементными плитами, а пустоты между ними заливались смешанными с бетоном белыми гранулами, тем самым пенополистеролом. Именно поэтому легкие дома больше напоминают картонные сооружения. Металлический каркас может деформироваться, при этом разрушается его отделка, скрипит и щелкает бетонный заполнитель.
По словам генерального директора агентства строительной экспертизы Дениса Дегтярева, такая технология используется при одноэтажном строительстве. Иными словами, будь этот дом высотой в один этаж, таких проблем, вероятно, удалось бы избежать.
Но подрядчику закон не писан, поскольку здания высотой до трех этажей и площадью до 1500 метров государственную экспертизу не проходят и надзор за ними не осуществляется. Это значит, что стройка велась бесконтрольно, причем сменились на ней три подрядчика.
— Вопросов по данному объекту много, и вероятность того, что дом будет существовать в таком состоянии, крайне мала, — говорит Денис Дегтярев. – Необходимо либо укреплять его, либо проводить реконструкцию, а возможно и вовсе расселять. Тем не менее, панику наводить не стоит – опасности внезапного обрушения нет. А вот вопрос нормальной эксплуатации здания остается открытым.
Окончательно решение по многострадальным домам комиссия примет после завершения всех этапов работ – впереди еще инструментальное обследование, вскрытие, расчеты и документальное оформление всех результатов. Управиться эксперты должны до 27 апреля. После этого с заключением ознакомится межведомственная комиссия. О дальнейшей судьбе зданий собственников квартир известят в конце мая. Не исключено, что им придется паковать чемоданы.