Темы 11 октября 2018

«Русская механика»: стратегия – на экспансию

Одним из лучших предприятий Ярославской области на региональном Дне промышленности, состоявшемся на прошлой неделе, признана рыбинская компания «Русская механика»

Для РМ это важная оценка. Она дана независимыми экспертами по результатам сравнений многих показателей промышленных предприятий. Учитывались темпы роста выручки, прибыли, заработной платы, отчислений в бюджеты, инвестиционной активности предприятия. Итоговые показатели РМ выше, чем у большинства промышленных предприятий Ярославской области и города.

В чем успех компании, работающей на потребительском рынке? Как на фоне падающего рубля и стагнирующего спроса она наращивает производство? Зачем несет расходы, не имеющие прямого отношения к изготовлению снегоходов и вездеходов?

Об этом – разговор с директором по экономике и финансам Юлией Дмитриевой.

— Юлия Сергеевна, как предприятие планирует завершить 2018 год?

— Мы недавно подвели итоги работы за 6 месяцев этого года, понимаем результаты своих усилий за 9 месяцев, знаем, как завершим 2018 год, и уже спланировали свои позиции по рынку, производству и продажам на следующие 3 года.

В 2018 году мы уверенно достигнем следующих показателей: выручка компании – 3,3 млрд руб., рост продаж – 20% к прошлому году, производство и производительность работников увеличатся на 17% по сравнению с прошлым годом, заработная плата в среднем на предприятии составляет 39 тыс. рублей, а у производственных рабочих – 42 тыс., рост – 16%.

 — Откуда такая уверенность, если на дворе всего лишь сентябрь?

— У нас на постоянной основе работает стратегический комитет компании. Мы еженедельно обсуждаем самые разные аспекты деятельности РМ, принимаем решения операционные и стратегические, фиксируем достигнутые показатели, корректируем цели. Поэтому уже сейчас мы можем говорить о том, как предприятие закончит не только 2018 год, но и следующий.

— Какой объем рынка сейчас занимает «Русская механика»?

— На российском рынке снегоходов – около 60%, здесь мы безусловные лидеры. А свою долю рынка квадроциклов нам удалось увеличить вдвое, сейчас она составляет 20-22%.

— Есть ли успехи на экспортном рынке?

— Есть, правда, не столь впечатляющие, как хотелось бы. Пока доля экспорта в объеме продаж невелика – не превышает 5%. Однако уже одно то, что скандинавский рынок принял с интересом наши снегоходы, можно считать успехом. На следующий сезон наш финский дистрибьютор увеличил заказ техники в два раза.

— На вашу работу влияет колебание валют – укрепление доллара и евро, падение рубля?

— Конечно. Пока у компании баланс экспорта и импорта не сравняется, она зависит от валютных колебаний, но мы используем различные способы хеджирования таких рисков, чтобы они не стали шоковыми для компании.

Сильнее всего на работе предприятия сказывается снижение реальных доходов населения. Поэтому мы почти три года не изменяли цены на нашу технику. Такая политика позволяет поддерживать и даже увеличивать потребительский спрос, но влияет на рентабельность. Тем не менее мы остаемся прибыльной компанией и постоянно вкладываем деньги в модернизацию производства и обновление модельного ряда продукции.

— Выпускаете новые модели машин?

— Да, и работа над новыми моделями – одна из самых интересных в нашей компании. Творческий процесс объединяет наших конструкторов и технологов с партнерами – дизайнерскими, инжиниринговыми, производственными компаниями. Это настоящая мастерская идей, где рождаются прототипы новых машин. Наши конструкторы работают в новейшем специализированном программном обеспечении и с использованием облачных сервисов обмениваются данными с нашими соисполнителями.

Мы интенсивно работаем над созданием принципиально новых продуктов и модернизацией существующих моделей. Результатом нашей работы станут яркие и неожиданные в хорошем смысле модели снегоходов и квадроциклов. В этой сфере РМ привлекает в качестве соисполнителей российские и европейские специализированные компании. Также мы планируем диверсифицировать производство в новых для РМ областях.

— Ваш основной потребитель – гражданское население. Между тем считается, что успешным промышленное предприятие может стать при наличии оборонного заказа.

— Около 20% наших заказчиков – корпоративные. Это военные, спасатели, пограничники, нефтяные, газовые, энергетические компании. Мы поставляем нашу продукцию в рамках Гособоронзаказа, который составляет не более 5% в наших продажах, но это накладывает на компанию дополнительные обязательства. Гособоронзаказ – это не бизнес, а исполнение обязательств перед государством. Он почти не приносит прибыли, но наличие таких контрактов, безусловно, важно для компании.

И все-таки основной наш рынок – розничный. Мы много внимания уделяем потребительским свойствам машин – доступности, надежности, эргономичности, внешнему виду. Компания ставит перед собой задачу – выпуск по одной новой модели в год.

— Выпуск новых моделей и диверсификация производства требуют вложений, и не малых. Как вы решаете эти задачи?

— «Русская механика» реализует несколько значимых инвестиционных программ. Среди них – важнейшая для нас совместная работа с МГТУ им. Баумана. Это трехлетняя программа, по результатам которой будут созданы прототипы двух новых снегоходов и двух мотовездеходов. В рамках этого проекта разработан технический облик новых образцов техники, в том числе на электрической тяге и с композитной рамой.

Кроме этого, мы инвестируем в модернизацию производства. Компания обновила испытательную базу, приобрела новое контрольно-измерительное оборудование, построила современный склад для готовой продукции.

И, конечно, проект, которым мы гордимся, – это новое семейство снегоходов «Вектор».

— Новый снегоход уже выпускается серийно?

— Продаем с начала 2018 года одну модель. Это новый тип облегченного снегохода, который можно отнести к туристическому классу. Его создали с чистого листа наши конструкторы, он был хорошо принят потребителями, и мы видим его перспективу. Готовим к серийному выпуску еще две новые модели этого семейства.

Работа над «Вектором» привела к модернизации всей производственной и логистической системы предприятия. Именно для серийного производства новой машины мы привлекли инвестиции федерального Фонда развития промышленности. Этот проект потребовал от РМ финансовых вложений в оборудование, информационные технологии, обучение сотрудников.

Вся же наша инвестиционная программа 2018 года – это около 200 миллионов рублей – в четыре раза больше, чем инвестировали в развитие три года назад.

— Почему вы берете для сравнения трехлетний период?

— Три года – это короткий период для бизнеса, но важный для подведения промежуточных результатов. За это время нам удалось в полтора раза увеличить масштаб компании. Сегодня годовая выручка составляет 3,3 млрд руб., улучшились показатели доходности бизнеса, сбалансирована структура капитала. Сделать это мы смогли тем же коллективом без увеличения штатной численности. В результате – высокий рост заработной платы: за три года – на 35%. Кроме этого, мы оптимизировали затраты, изменили условия работы с поставщиками, за счет инвестиционных программ приобрели современное оборудование, повысилась производительность. Все это привело к росту чистой прибыли в четыре раза. Это важный показатель, потому что именно прибыль является источником развития компании, инвестирования в новые проекты.

— Вы только про прибыль думаете? Сейчас много говорят про социально ориентированные компании. «Русская механика» относит себя к таким?

— Да, безусловно. Компания осуществляет прием на работу и выплату заработной платы строго в правовом поле, гарантирует социальное и медицинское страхование для своих работников.

Наше предприятие является ответственным налогоплательщиком, все платежи в бюджет и внебюджетные фонды мы осуществляем в полном объеме и без задержки. Чтобы понимать объем наших платежей в бюджеты всех уровней, приведу такое сравнение: предприятие ежемесячно платит каждому работнику в среднем 39 тыс. руб., а в бюджет и внебюджетные фонды – 41 тыс. руб. на одного работника.

«Русская механика» принимает участие во всех значимых мероприятиях Ярославской области и Рыбинска. Особое внимание мы уделяем продвижению здорового и спортивного образа жизни. В прошлом году создали заводскую спортивную команду «RM SPORT», которая второй год на серийной машине РМ-800 принимает участие в престижных международных гонках на квадроциклах и в этом году стала призером.

Это совершенно новое для нас направление, которое, конечно же, требует ресурсов – финансовых, трудовых, эмоциональных. Для нас важно было показать нашу технику в сравнении с конкурентами, и она, безусловно, на высоте. Участие в этих соревнованиях сплотило нашу компанию. Простой пример – прямую трансляцию гонок смотрел почти весь коллектив предприятия. А после того как наш инженер-конструктор, гонщик команды Алексей Зверев, в финальной серии занял второе место на РМ-800, всю команду встречали как героев.

— Что можно сказать о «Русской механике» в будущем?

— Наша стратегия в общем смысле – экспансия. Это общее определение, которое означает рост компании в различных направлениях: рынок, экспорт, работники, цифровое производство, качество. Конечно, все показатели оцифрованы и замеряются.

Мне нравится, что мы ставим перед компанией большие цели, но самое главное – у нас многое может получиться.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме