Торгово-промышленная палата – бюрократический орган или профессиональное сообщество?
Рассказывает председатель областной ТПП Павел Кузнецов
Торгово-промышленная палата – одно из немногих общественных объединений, обладающих законотворческим правом. В крупных городах предприниматели активно отстаивают свои интересы через эту организацию, а вот на периферии их активность пока ниже среднего.
Недавно избранный председатель ярославской областной торгово-промышленной палаты, генеральный директор «Завода дорожных машин» в Рыбинске Павел Кузнецов рассуждает, как преодолеть провинциальную деловую инертность.
— Павел Александрович, какие шаги вы предпримете в первую очередь в статусе председателя?
— Если говорить просто, торгово-промышленная палата – это сообщество предпринимателей, через которое они могут решать проблемы бизнеса. По своему статусу она приравнена к депутатскому корпусу, любое государственное учреждение должно отвечать на наши запросы. К сожалению, возможности организации предприниматели недооценивают, и по количеству членов ярославская ТПП пока далека от топ-10 страны.
Первое, что меня обескуражило на новом посту, – низкий уровень активности палаты в районах области. Если в Ярославле члены организации, руководители различных предприятий постоянно встречаются, обсуждают проблемы, участвуют в работе девятнадцати комитетов по разным направлениям бизнеса – от строительства до транспорта, то в других городах царит патриархальная тишина. Даже в промышленном Рыбинске, не говоря уже про Пошехонье и Брейтово.
Этот разрыв необходимо сокращать. Есть идея организовать на базе зала заседаний ТПП видеоплощадку, которая позволит транслировать заседания, обучающие семинары о передовых методах ведения бизнеса во все города региона.
Также хотим чаще организовывать выездные мероприятия, для того чтобы показать, как развивается бизнес в районах, привлечь больше участников. Недавно мы побывали в Угличе, общались с его главой. В ближайшее время планируем посетить Пошехонье и Ростов.
Важно заниматься законотворческой деятельностью. Многие областные ТПП действуют по утвержденному закону, в котором четко прописано взаимодействие с органами власти. Такой документ должен появиться и в Ярославской области. Представители областной торгово-промышленной палаты уже обратились с таким предложением в областную думу.
— Вы говорили о Пошехонье, Брейтово. Кажется, что в таких тихих городках вообще нет никакого предпринимательства. Вы рассчитываете их реально «разбудить»?
— Рассчитываем. Вспомните пример Мышкина, где буквально на пустом месте был создан туристический бренд, известный всей стране. В отдаленных городах приезжему человеку некуда себя деть. Он вынужден искать, где пообедать, купить что-то нужное, отдохнуть, развлечься. Информации объективно не хватает. Это сказывается не только на туристической привлекательности таких мест, но и на развитии предпринимательства в целом.
Не так давно рыбинский «Завод дорожных машин» искал опорно-поворотное устройство для производства. Уж было хотели заказывать его в Китае, но случайно узнали, что такие механизмы делают совсем рядом – в Угличе.
Надо избавляться от информационной скованности. Чем чаще предприниматели будут обмениваться информацией о своих возможностях, тем лучше будет всем.
Для того чтобы эффективнее это делать, комитет промышленности региональной торгово-промышленной палаты предложил проводить День технолога. Предприятия могли бы рассказывать о своем опыте, интересных разработках, которые могут заинтересовать коллег.
— Не все легко могут раскрыть карты перед потенциальными конкурентами.
— А этого и не требуется. Мы говорим не о секретах фирмы, а о скованности мышления, о том, что предприниматели подчас считают, будто находятся один на один со своими проблемами. Нужно общаться, и тогда станет ясно, что это не так. Это не просто слова. Например, руководители ряда рыбинских предприятий решили профинансировать монтаж подсветки здания музея-заповедника. Речь идет о фасаде, который просматривается со стороны Волги. В ночное время он тонет во тьме, а хотелось бы, чтобы был красиво освещен. Думаю, через несколько месяцев так и будет.
— Какие проблемы вы бы назвали общими для всех предпринимателей?
— Основная проблема для всех – кадровая. Бизнесменам нужно учиться инвестировать в специалистов. Причем ориентироваться стоит не на взрослых, а на школьников – потенциальную смену сегодняшних рабочих. Как это сделать – вопрос сложный. Его нужно решать вместе с руководителями сферы образования. Главное, по моему мнению, – приучать ребят к самостоятельности и трудовой дисциплине. Со школьной парты они должны знать основы экономической грамотности, уметь планировать свой бюджет, знать, как оплачивать счета, как не попасть в долговую зависимость.
Пример – опыт Германии. В одном учебном центре я видел, как ребята стоят у верстаков с напильниками. Их приучают находиться на рабочем месте 8 часов подряд, заниматься делом.
Еще руководителям надо знать, как живут его работники, помогать решать их проблемы, а лучше – предупреждать их заранее. Недавно на заседании комитета торгово-промышленной палаты мы задумались, как сделать так, чтобы люди не ходили в различные кредитные организации типа «Быстроденьги». У всех возникают ситуации, когда на неотложные нужды необходима энная сумма. Но это не повод влезать в большие долги. У нас на предприятии была создана система беспроцентного займа. Рабочий может взять деньги в долг, после чего сумму постепенно вычтут у него из заработной платы.
— Все проблемы только усилиями бизнеса не решить. Как помогает в этом деле государство?
— У меня есть ощущение, что в последнее время благодаря более прозрачной процедуре госзакупок происходит переформатирование предпринимательства. Если раньше бизнесмены с кем-то как-то договаривались, без особой конкуренции получали заказы, имели хорошие деньги, но при этом не были заинтересованы в развитии, то сейчас все по-другому. Люди понимают, что тех огромных доходов они уже не имеют, поэтому каждая копеечка становится трудовой, особо ценной. В выигрыше остаются те, кто взял курс на развитие, планомерно вкладывается в обновление техники и привлечение грамотных специалистов.
— А легко ли развиваться в стране, где кредиты коммерческим предприятиям предоставляются под 20 и выше процентов?
— Предпринимателям никто не запрещает искать более выгодные предложения. Здесь мы опять возвращаемся к проблеме расширения кругозора, необходимости общения. Например, я с удивлением выяснил, что мало кто из бизнесменов знает о существовании региональной лизинговой компании, которая предоставляет деньги под 8% на приобретение импортной техники, под 6% – отечественной. Наше предприятие постоянно пользуется такими предложениями.
— Какие реальные перемены происходят с подачи торгово-промышленных палат страны?
— Перемены не могут быть единоличной заслугой человека или организации. Обычно это коллективная работа, посыл всего предпринимательского сообщества. Положительным итогом такого взаимодействия я считаю принятие закона о снижении налога на имущество в зависимости от кадастровой стоимости. Это прямое следствие тенденции уменьшения количества арендаторов торговых площадей, которое продолжалось в последние годы.
Некоторые законодательные инициативы становятся предупредительным фактором для предпринимателей. Например, сейчас, когда вырос налог на сброс сточных вод, ряд предприятий региона рассматривают возможность строительства собственных очистных сооружений. Перспектива таких капиталовложений – очередная тема для обсуждения в предпринимательском сообществе.
Пришли поговорили,разошлись -вот и все дела ТПП.