Продолжаем рассказ, как развивался в Рыбинске транспорт. Предыдущая история — здесь
В 1938 году Ярославский областной автогужевой трест «Облавтотранс» определил задачи для Рыбинской конторы. Впервые за пятнадцатилетнюю историю на предприятие возлагались пассажирские перевозки: городские, пригородные и междугородные. Цитируем: «В пределах Рыбинска и связанных с ним районов: перевозка грузов и пассажиров в городе и на тракте, подвоз и вывозка грузов с ж/ станций и водных пристаней, производство экспедиционных и складских операций в Рыбинске».
Задачи определены, а что получилось на самом деле? Автотранс подробно отчитался за деятельность в 1938 году. Цитируем: «Выполнялись следующие операции. Основные: автогрузовые перевозки — как в городе, так и на тракте, автопассажирские перевозки в оборудованных автобусах, автоперевозки на машинах «такси», гужперевозки на собственном транспорте. Вспомогательные операции: товаро-складские, экспедиционные, погрузо-разгрузочные операции, частная перевозка грузов наемным транспортом, переправа грузов через Волгу на собственном речном третнике».
Лидером по прибыльности был в то время конный парк.
Лошадки финансово поддержали грузовой автопарк и контору «Автотранс»
Про «такси» расскажем отдельно. В Советском Союзе гражданин не мог иметь собственный грузовой автомобиль, не мог самостоятельно перевозить на нем домашние вещи, дрова, мебель, другой багаж. А потребность в бытовых перевозках существовала всегда. Поэтому «такси» — это грузовые автомобили: их еще называли «грузовое такси», «грузотакси», «грузовой таксомотор». И даже «грузопассажирское такси». Этот вид перевозок официально возник в СССР в августе 1936 года на основании постановления Совета народных комиссаров.
Предприятия «Автотранса» обязали оказывать такие услуги, разъяснив: «Машины «такси» должны обслуживать население. Они предназначены обслуживать исключительно культурно-бытовые перевозки».
Дефицит шин и бензина привел к тому, что людей по Рыбинску стали возить в кузовах грузовиков — как в автобусах. Рыбинская контора и областной трест практически перестали получать автошины и камеры к ним. Бензина поступало мало. Автомобили массово простаивали без колес и автомобильного топлива. План перевозок 1938 года по автогрузовым перевозкам и автотакси был провален.
Выполнение составило соответственно 30% и 20,6%, по ним возникли убытки. Оставшийся на ходу парк сосредоточили на пассажирских перевозках: людей по трактам возили на грузовиках, в открытых кузовах. Машины, предназначавшиеся для «грузотакси», работали как пассажирские. Это дало 95% от плана перевозки пассажиров.
Если же рыбинцу требовалось переехать или перевезти пианино, ему приходилось раскошеливаться. Работу на грузовых перевозках выстраивали так: груз принимали к перевозке, если клиент предоставлял автошины и/или бензин. Так, 1939 году в условиях острого дефицита треть перевозок выполнили на давальческом топливе. Причем в ход шел не только бензин, но и спиртовые отходы с лигроином.
Выкручивались как могли. Чтобы доставлять грузы между городами и, в первую очередь, в Пошехонье-Володарск, открыли бюро трактовых перевозок. Оно загружало порожние грузовые автомобили других ведомств, следующие в попутном направлении. В Угличе и Пошехонье-Володарске открыли агентские пункты Рыбинской конторы «Автотранс».
Пошатнувшееся финансовое положение поправляли операциями «вспомогательными». Наличие складских помещений, сложившаяся клиентура, опытные работники, отработанные технологии обработки грузов позволили получить по ним высокую прибыль и перекрыть убытки от работы автотранспорта.
Паром и лошади приносили большую прибыль «Автотрансу». Непрофильный для конторы водный путь приносил заметную прибыль в отличие от убытков грузовых машин, простаивавших в консервации из-за отсутствия шин. Тридцатитонное речное судно, третник, трудолюбиво и неутомимо переправляло грузы рыбинцев за Волгу и обратно.
Лидером по прибыльности был конный парк. Лошадки финансово поддержали грузовой автопарк и контору в целом. Однако, в трудном 1938 году предприятие избавилось от своего совхоза, который успехов на сельскохозяйственной ниве не принес, отвлекая силы и средства от основной деятельности.
Для перевозки пассажиров конторе требовалась автостанция. Ее возвели к концу 1938 года на площади Маяковского. Видимо, это автостанция попала на фото 1957 года.
Тем временем, автотранспорт выделили в отдельную отрасль народного хозяйства. В союзных республиках СССР создавались народные комиссариаты автомобильного транспорта (НКАТы). В НКАТ передавался весь автотранспорт трестов, а так же автобусы, такси и грузовые машины, находившиеся в ведении горкомхозов и горсоветов, и выполняющие коммерческие грузовые перевозки.
Ассенизационные, поливочные, уборочные и грузовые спецавтомобили остались в системе коммунального хозяйства. Как и гужевой транспорт, и трамваи с троллейбусами. Бензозаправочные станции отходили в систему НКАТ. С 1 октября 1939 года началось разделение предприятий.
Рыбинская контора «Автотранс» выделила из своего состава и передала в горкомхоз гужпарк из 36 рабочих лошадей с двумя конюшнями, вспомогательные помещения и жилой дом. Для Рыбинской конторы понятия «гужперевозка», «гужпарк», «возчик» навсегда ушли в прошлое.
В хозяйстве конторы остались: городской гараж на ул. Чкалова, д. 24, гараж за Волгой, центральный склад на ул. Гоголя, пакгауз при железной дороге. Остались и жилые дома: деревянный по шоссе К. Либкнехта, и каменный двухэтажный по Пионерскому переулку. Самое главное — остались 16 грузовиков и 7 автобусов.
Вопрос возник с «бензоколонкой» – бензозаправочной станцией (БЗС). Ее строительством занимался горкомхоз. После разделения предприятий достройку, установку оборудования и эксплуатацию БЗС возложили на «Автотранс».
Если раньше бензин в гараж конторы привозили бочками, а затем разливали по ведрам и заправляли машины, то с пуском БЗС заправка автомобилей стала более цивилизованной и безопасной.
Рыбинская контора «Автотранс» после перехода в систему НКАТ стала именоваться Рыбинским отделением областного управления автомобильного транспорта. С прежним адресом — Рыбинск, пл. 25-го Октября, д. 2/12.
Константин Мишин
Продолжение следует