26 февраля 2011 года (день минус второй)
ОТЪЕЗД ИЗ РЫБИНСКА
в этот день трое мужчин с тонной груза сели на поезд Москва-Лабытнанги, чтобы уехать в небывалую экспедицию — 8000 (восемь!) тысяч полярных километров на снегоходах!
Итак, суть Вы, дорогой читатель, знаете. Теперь — конкретика.
Огромное мощное предприятие ОАО «Русская механика» в городе Рыбинске уже 40 лет выпускает снегоходы. Фактически сейчас в нашей стране оно — монополист. Продукция его широко известна. Маленький штрих: имя собственное снегохода «Буран» давно на Севере стало нарицательным. Бураном теперь называют любую и импортную, и российскую снегоходную технику. Говорит это о многом.
Однако наука и техника не стоят на месте. Около десяти лет назад в Рыбинске было освоено серийное производство новых снегоходов семейства «Тайга». Поэтому понадобились люди, которые эту технику смогут испытывать. Причем в самых экстремальных условиях на нашей планете — в российской Арктике.
Кто не согласен по поводу экстремальности, может заглянуть в климатические справочники — таких низких температур и сильных ветров нет нигде, кроме Антарктиды. Но там люди не живут постоянно. Они работают вахтовым методом, собирают научные данные, и только. Городов и поселков там нет, и вряд ли они появятся в обозримом будущем.
А на российском Крайнем Севере наоборот — есть и города, и поселки, идет добыча нефти и газа, рудных и нерудных полезных ископаемых… То есть жизнь кипит. А кто станет отрицать важность освоения Северного морского пути, соединяющего страны и континенты через моря российского сектора Арктики?
Арктика — это прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Будущее многих поколений россиян. Ну и как их не снабдить качественной современной техникой?
Естественно, идеальных вещей не бывает. Но, как верно заметил Валерий Михайлович Караваев, генеральный директор «Русской механики», испытания техники только в экстремальных условиях длительных путешествий могут наиболее полно продемонстрировать надежность техники, выявить ее недостатки, дать пищу для размышлений инженерам и конструкторам завода, тем самым способствуя тому, чтобы отечественные снегоходы стали еще надежнее, мощнее, маневреннее и комфортнее.
Все это предыстория так же, как и 4000-километровый прошлогодний пробег на отечественных снегоходах по маршруту Рыбинск-Салехард. О нем написано уже очень много, и каждый любознательный читатель может познакомиться с этими материалами на сайте «Русской механики».
В этом году история посерьезнее. В маршрут, вдвое больший, вдесятеро более экстремальный, отправились три снегохода семейства «Тайга» — «Патруль», «Атака» и «Варяг», причем последний — самый «свежий» продукт рыбинских снегоходостроителей.
Но вернемся к трем путешественникам, которым за несколько месяцев до старта такая экспедиция не могла даже присниться. Итак, их трое: руководитель прошлогодней экспедиции Аркадий Попов, инженер, конструктор, изобретатель, рационализатор, путешественник с огромным стажем, а ныне рыбинский предприниматель; Артем Калинин, профессиональный испытатель снегоходов «Русской механики», мастер на все руки, настоящий русский механик; и, наконец, автор этих строк Владимир Корольков, житель подмосковной Черноголовки, которому поручено запечатлеть и описать подвиги первопроходцев.
Ну и, как Вы поняли из вышесказанного, организатором, идеологом этого путешествия выступило ОАО «Русская механика».
1 марта 2011 года (день первый)
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ
Маршрут: Лабытнанги — Аксарка. Пробег: 80 км.
С утра завели снегоходы с пол-оборота, вытащили тяжелые сани из гаража и отправились к ледовой переправе через реку Обь. Снегоходы шли с трудом, поскольку тянуть огромные сани по гладкой поверхности автодороги и льду реки было нелегко. Но мы справились: где-то объехали участки голого льда, где-то стронули машины с места с помощью веревки и второго снегохода. Только вот опоздали на пресс-конференцию в резиденции губернатора Ямала на несколько минут. Но журналисты — люди понимающие — нас простили.
Затем были душевные проводы экспедиции у памятной салехардской стелы «Полярный круг». Дали интервью, выслушали напутствия и тронулись в путь. А он пролегал по асфальтированной автодороге, где нам ничего не оставалось, как проявлять чудеса пилотирования, лавируя между кюветом и проезжающим автотранспортом. Слава Богу, обошлось, хотя один раз груженые сани чудом разминулись со встречным КАМАЗом… Выручали твердосплавные вставки на лыжах снегоходов, которые уверенно держали снегоходы на выбранной траектории. Что будем делать, если рано или поздно они сотрутся об асфальт? Но на то мы и испытатели, чтобы выяснить это!
2 марта 2011 года (день второй)
ЗИМНИК ДЛИНОЮ В ДЕНЬ
Маршрут: Аксарка — Надым. Пробег: 303 км.
Следующий день прошел весьма удачно — мы преодолели приличное расстояние. Наша компания путешественников вполне почувствовала себя единой командой, способной решать большие задачи.
Маршрут лежал вдоль заброшенной железной дороги, которую строили заключенные сталинских лагерей более полувека назад. Она называлась «Стройка 501». Остались рельсы, мосты, даже семафоры, правда, сильно поврежденные временем. Сама дорога заросла кустарником и редколесьем. Но Аркадий на своем «Патруле» умудрился проехать по одному из мостов!
Наш путь лежал по автозимнику, который представляет собой два основных типа поверхности — либо всхолмленную жесткую трассу, либо изрытую колесами тяжелых автомобилей снежную целину. И с тем и с другим мы справились неплохо. Правда, подзадержались в пути — въехали в Надым уже поздним вечером.
3 марта 2011 года (день третий)
ГОНКИ ПО АВТОДОРОГЕ
Маршрут: Надым — Новый Уренгой. Пробег: 242 км.
Третий день по характеру передвижения очень походил на первый — та же бесконечная ледяная обочина автодороги, но гораздо длиннее. Плюс попадались обширные участки, засыпанные щебнем.
Когда мы чиркали лыжами или санями по асфальту или щебню, из-под них летели снопы искр, что на фоне уходящего дня смотрелось здорово. Только вот понравится ли такое передвижение нашим снегоходам? Вряд ли. Но что делать — другого пути на восток у нас пока нет.
4 марта 2011 года (день четвертый)
УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Маршрут: Новый Уренгой — поворот на Ванкорский зимник. Пробег: 255 км.
С утра запуржило. Тепло, около 5 градусов мороза. Заправились в Старом Уренгое и полетели дальше по обочине автодороги, надеясь сделать следующую заправку в поселке Тазовский. Заметили указатель на Ванкорский зимник. Автодороги с обледеневшими и усыпанными щебенкой обочинами нам и снегоходам уже так надоели, что мы всерьез собрались слегка изменить маршрут и свернуть на попутный зимник.
Однако для такого маневра нам потребовался запас бензина, которым на этом маршруте мы не смогли бы разжиться до самой Дудинки. Решено было снарядить мини-экспедицию из двух снегоходов до ближайшей заправки, а один снегоход оставить на повороте.
Любопытно, что в то же самое время на том же повороте собирала экспедиционный скарб команда Василия Елагина. Группа из семи человек на самодельных автомобилях типа «Емеля» решила достичь с этой точки Северного полюса и даже двинуть дальше — в Канаду. Согласитесь, не удивительно ли, что на бескрайних просторах русского Севера в одно и то же время, в одном и том же месте оказались две уникальные экспедиции. Уникальные каждая по-своему…
Ночуем в палатке у зимника. Тратим массу времени на установку лагеря и налаживание быта. Не мудрено — наш первый лагерь.
5 марта 2011 года (день пятый)
ЗИМНИК НА ВАНКОРСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ
Маршрут: поворот на Ванкорский зимник. Пробег: 100 км.
Этот день прошел в борьбе с зимником на Ванкор. Местами хорошо расчищенный, кое-где он превращался в снежное месиво, изрытое колесами тяжелых автомобилей. Естественно, снегоходу двигаться по таким участкам было непросто. Но груженым автомобилям все равно приходилось труднее. Местами возникали огромные пробки из застрявших машин, водители которых помогали друг другу как могли.
Ветрено, низовая пурга, но временами проглядывает солнце. К ночи холодает, температура понижается до минус 15 градусов, на небе высыпают звезды. На установку лагеря теперь мы тратим вдвое меньше времени. Думаем, что через несколько дней доведем все до автоматизма.
6 марта 2011 года (день шестой)
ПОВОРОТ НА СУЗУН
Маршрут: зимник на Ванкор — зимник на Сузун. Пробег: 150 км.
Солнечное утро. Выехали на маршрут около 9 утра. Опять зимник со всеми «прелестями»: то глубокая колея, то ровные участки, то снежные переметы. Добрались до поворота на Сузунское месторождение, по пути обогнав коллег-путешественников на «Емелях». Их скорость составляет 20-30 км/ч, наша же — 40-50 км/ч.
Однако после быстрой езды последних дней лопнуло крепление короба на одних санях. Встаем на ремонт, перекладываем вещи, закрепляем короб по-новому. К такого рода поломкам мы готовы.
Заночевали опять в палатке. Холодно, ночью температура упала до 22 градусов мороза. Но в палатке тепло и уютно. А на небе «включают» в нашу честь Северное сияние. Красота.
7 марта 2011 года (день седьмой)
БОЛЬШАЯ ХЕТА
Маршрут: зимник на Сузун — левобережье Большой Хеты. Пробег: 270 км.
Дежурный проснулся в 3.45 по салехардскому времени. Решили встать пораньше, чтобы не терять светлое ходовое время прекрасных погожих дней. Выезжаем в 6.15. Движемся медленно, помня о сломанных санях. Однако через 15 километров точно так же ломаются вторые сани. Что делать — очень неровные дороги и большой груз. Опять обходимся фанерой и стяжными ремнями, которые прекрасно удержат короба на санях до самого Норильска, где нас ждет короткий отдых и возможность проведения ремонта.
Проехали нефтяное месторождение Сузун, которое разрабатывает концерн ТНК-BP. Дорога закончилась на пристани у Большой Хетты. Именно отсюда возят грузы, доставленные во время летней навигации. Дальше движемся по реке. Снег у берегов очень глубок, на середине реки — заструги. Выбираем оптимальный маршрут. Но река сильно петляет, вынуждая нас проходить лишнее расстояние.
На ночевку встаем на левом берегу реки уже в полной темноте при свете налобных фонарей. Разбиваем палатку и варим ужин очень быстро, на пятый день научились делать все практически на ощупь.
Перевели часы на 2 часа вперед, так как въехали в Красноярский край. Теперь разница с Рыбинском составляет 4 часа.
Продолжение следует