«Они такие теплые», — охарактеризовал картины рыбинского живописца, члена Союза художников России Виктора Горюнова один из многочисленных посетителей его персональной выставки, открывшейся в Рыбинском музее-заповеднике и приуроченной к 65-летию со дня рождения мастера.
Действительно, на какую не взглянешь, каждая словно подсвечена изнутри мягким охристым или нежно-алым, как рассвет, цветом. Даже хмурые сумерки не навевают тоскливых воспоминаний, наоборот, несмотря на свою реалистичность, служат иллюстрацией к доброй сказке.
Имя рыбинского художника Виктора Яковлевича Горюнова хорошо известно рыбинцам. Он — неизменный участник городских выставок, его хорошо знают ценители прекрасного не только в области, но и за рубежом. Недаром работы мастера находятся в частных коллекциях не только в России, но и в США, Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Японии, Австралии, Канады, Испании, Швеции.
Виктор Яковлевич в поисках вдохновения много путешествует. «Документальное» подтверждение этому — его картины. Яркие брызги цвета служат фоном для мистически-загадочных героев в традиционных итальянских масках. Карнавал! Венеция! Беззаботное счастье сверкает, как топаз, отражаясь в морской глади каналов, по которой бесшумно скользят легкие гондолы.
«Монмартр», «Голландия», «На канале» — эти и другие картины словно овеяны романтикой. Здесь автор не жалеет самых сочных «вкусных» красок. Нотку серьезности вносят строгие очертания соборов, сеть извилистых улочек, ведущих куда-то вдаль, к чему-то, без сомнения, прекрасному.
Но впечатления от заграничных путешествий, переложенные на холст, не затмят очарования родной стороны, русского пейзажа. На новой выставке сюжетнообразные предпочтения художника видны невооруженным глазом: это излюбленный им архитектурный пейзаж с мотивами древнерусского зодчества — храмами, монастырями ярославской земли и других городов России. От Москвы до самых до окраин, до Новгорода, Пскова, Старой Ладоги идет художник, вооружившись только красками, кистью и умением подмечать красоту в самых, казалось бы, незамысловатых вещах.
Православные соборы, порой выглядевшие не слишком -то презентабельно — с осыпающейся местами штукатуркой, проглядывающей кирпичной кладкой, служат не только немым укором для всех нас, они продолжают оставаться величественными. Кисть мастера передает их в обрамлении серебристо-белого снега или же в огненной стихии осенней листвы.
Среди полотен хоть и единичны, но не могут не привлечь к себе внимания такие картины, как «Паломники», «Сретенье», где главенствует тема «Человек и икона». Особенно запоминаются лица — на первый взгляд, они полуразмытые, нечеткие, с другой стороны — их общность удивительно выразительна.
О религиозном мотиве в своем творчестве мастер, не причисляя себя к православным (он полагает, что истинно верующих в наше современное время осталось совсем немного), рассказывает:
«Я всегда любил древнерусское искусство, храмы. Раньше они стояли среди деревянных домиков и казались (да и были на самом деле) колоссальными сооружениями. А теперь их окружают девятиэтажные здания. Ситуация поменялась — они жалкие, маленькие. Художник не может не рисовать, и я пытаюсь хоть в какой-то мере сохранить в творчестве «осколки» прошлого».