1 июля Рыбинская станция скорой помощи отметит свой 90-летний юбилей. В преддверии знаменательной даты мы побеседовали с главврачом «скорой» Анатолием Шадриным о том, насколько скорой является эта служба, каковы её современные возможности и чего не хватает нашей «службе спасения»
— Анатолий Валентинович прежде всего про скорость рыбинской «скорой»: сколько приходится её ждать, и существуют ли какие-то нормативы на этот счёт?
— С момента принятия вызова до прибытия к больному проходит в среднем 15 минут. Согласно приказу областного департамента здравоохранения, на передачу данных и принятие вызова бригадой «скорой» отводится 6 минут, еще 18 минут на доезд внутри города. Получается, мы оказываем помощь даже быстрее норматива. Но резервы оперативности еще есть. Часто тот, кто звонит, не может сосредоточиться и вместо того, чтобы быстро и точно отвечать на вопросы диспетчера, старается выдать всю информацию, раздражается, начинает спорить… Понятно, люди волнуются, но все это затягивает драгоценное время.
На центральной станции вызовы принимают четыре опытных специалиста, еще три — в филиалах. Все звонки по телефону 03 записываются. Строго фиксируется время передачи вызова.
— Дорога каждая минута! Можно ли еще сократить время доезда?
— Это станет возможно, когда мы полностью перейдем на автоматизированную систему управления. Начало положено: выделен диспетчер, который, пользуясь навигационной системой «Автограф», передает вызов по рации той бригаде, которая ближе всего находится к месту происшествия или адресу, откуда поступил звонок. Лишь бы дорожная ситуация не была напряженной и машина «скорой» добралась быстро и без приключений. Рыбинск, конечно, — не столица, пробок на дорогах немного, но дальше их будет все больше, поэтому я бы хотел обратиться к водителям: пропустите машину скорой помощи! В ней могут оказаться и ваши близкие… Если она едет с включенными спецсигналами, значит, спешит на вызов или везет тяжелого больного.
— А когда вызовов больше — по времени суток, по сезонам?
— В день на станцию поступает около 200-210 обращений, за год число вызовов доходит до 75 тысяч. Эта цифра держится на одном уровне последние годы. Ночью есть некоторый спад, за исключением выходных или праздничных дней. В зимнее время обращений больше, летом — поменьше. Но «скорой», которая бесплатно оказывает помощь всем, вне зависимости от гражданства, наличия полиса и т.п., «отпускной период» не полагается. Хотя численность населения Рыбинска уменьшилась с 220 до 206 тыс., рыбинцы стали больше болеть, причем в трудоспособном возрасте.
— Допустим, поступило сразу несколько звонков, есть ли правило первоочередности?
— Минздрав разработал систему скорых и неотложных вызовов. Поводов первой категории срочности немало, среди них: инсульт, инфаркт, приступ астмы, ДТП, эпилептический припадок и т.д.
— К ребенку или к взрослому первому поедет машина?
— Поймите, главное — медицинский повод. Допустим, у ребенка боли в животе, а пожилой мужчина — без сознания и дышит через раз. «Скорая» приедет к обоим, но у взрослого речь идет о жизни и смерти.
— А много ли случаев ложных вызовов или хулиганства?
— Бывают и довольно часто.
В прошлом году 359 вызовов оказались ложными, кто-то просто пошутил
Еще 80 горожан были увезены до нашего приезда, 1158 человек не были найдены на месте. Последнее — просто бич. Увидев в парке лежащего на земле человека, люди звонят в «скорую» и идут по своим делам, а обязаны дождаться приезда медиков. Диспетчер направляет бригаду, она блуждает по всему парку в поисках и подчас никого не находит. А в этот момент кому-то срочно нужна помощь, а все машины на выезде.
— Может ли «скорая» отказать в помощи?
— Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и т.д.). В этих случаях мы работаем без права отказа.
— Одному из моих родственников стало плохо, я набрала 03, мне ответили, что с этой проблемой нужно звонить в «неотложку» при поликлинике. Зачем две «скорых»?
— С февраля этого года при городских поликлиниках были созданы службы неотложной помощи. Их бригады выезжают на заболевания, не представляющие угрозы жизни, и обострения хронических заболеваний. Если вы не знаете номер неотложки при поликлинике, вы, конечно, можете позвонить по 03, и диспетчер вам подскажет, куда обратиться. Из вашей поликлиники приедет квалифицированная бригада. Она окажет помощь и передаст необходимую информацию участковому врачу. Тем более что в поликлинике пациентов с хроническими заболеваниями хорошо знают, есть своя база данных.
— Совсем недавно у врачей «скорой» была нищенская зарплата, а теперь президент сказал, что она выросла на 37 процентов. Стало получше?
— Стало. Зарплату регулярно выплачивают. Ну, а кто скажет, что ему платят много? Средняя заработная плата фельдшера у нас 12 тыс. рублей, врача — около 20. Но это не ставка. Некоторые работают на две ставки, плюс получают доплаты за выслугу лет. При этом не могу сказать, что у дверей «скорой» стоит очередь из врачей, желающих здесь работать, несмотря на разницу в зарплате, например с врачами в стационарах. Думаю, это связано с особенностями нашей специальности и очень тяжелыми моральными, а иногда и физическими нагрузками. Нормой считается 11-12 вызовов за сутки, но бывает и больше. Оптимальная нагрузка — это когда чуть более половины (50-55%) рабочего времени бригада занимается непосредственно оказанием медицинской помощи.
— Да, работа у вас действительно очень тяжелая и ответственная…
— Если у врача поликлиники есть время подумать, то у врача «скорой» его нет, он должен принять решение в доли секунды, определить, что делать дальше, от каждой минуты зависит жизнь пациента. Без смекалки, быстрого мышления, знаний во всех областях медицины не обойтись.
Бывает, что вызывают на боли в сердце, а на самом деле у человека перелом ребер или, наоборот, болит спина, а оказывается у пациента инфаркт. И в этом надо разбираться. Причем работать приходится и в будни, и в праздники, и в жару, и в мороз. Вспомните прошлое лето, на улице было под 40, а в УАЗике — все 50!
К сожалению, не все выдерживают нагрузку, остаются те, кто прошел естественный отбор. Основной контингент станции составляют опытные специалисты с 1-й и высшей категорией: 36 врачей и 192 фельдшера. С июня сформировано 19 бригад в день и 18 — в ночь.
— Чем оснащена бригада «скорой»?
— Прежде всего необходимым оборудованием: аппаратом искусственного дыхания и вентиляции легких, дефибриллятором, электроотсосом, кардиографом, небулайзером, глюкометром, акушерским и реанимационным наборами.
В чемоданчике врачей и фельдшеров около 200 наименований лекарственных препаратов для оказания скорой медицинской помощи, в том числе противошоковые. А с прошлого года этот список пополнился дорогостоящими препаратами для тромболизиса, которые способствуют рассасыванию тромба. Сегодня мы имеем возможность развернуть течение болезни так, что инфаркта не будет!
— Достаточно ли машин для выполнения важной задачи?
— В МАУ «Рыбинсктранс» на балансе 23 машины скорой помощи, сейчас 19 из них ежедневно выходят на линию. Оборудование санитарных машин GPS-навигаторами системы «Автограф» позволило сократить расход ГСМ, в режиме реального времени отслеживать движение спец-автомобилей.
Укладываются ли они в норматив по доезду на вызов, сколько времени длится остановка, в каком районе машина находится в определенный момент — умное оборудование отвечает на все эти вопросы.
Не буду скрывать, половина автопарка «скорой» выработала свой нормативный ресурс и постоянно требует ремонта. Последние 13 машин мы получили в 2006-2007 годах и сейчас с нетерпением ждем пополнения.
Понимая, что состояние скорой медицинской помощи касается каждого человека, городская администрация обещала уже в этом году выделить из бюджета средства для приобретения 10 машин скорой помощи.
— Как работает «скорая» заграницей и у нас?
— Принципиальная разница с другими странами в нашу пользу: у нас на вызовы выезжают врачи. У них — парамедики или медсестры, люди, имеющие либо среднее медицинское образование, либо усиленную медподготовку. Они работают по жесткому алгоритму, не задумываясь.
Их основная задача — доставить пострадавшего в госпиталь. У нас же к больному приезжает врач, оказывает помощь, и не всегда человека приходится везти в стационар. Эта квалифицированная помощь на догоспитальном этапе — преимущество российской «скорой».
Есть даже правило «золотого часа»: врачебная помощь в первый час после получения травмы резко снижает смертность и нежелательные последствия в дальнейшем. За границей говорят, что мы очень богатая страна, если можем себе позволить привезти доктора к больному.
Среди персонала Рыбинской станции скорой помощи есть настоящие герои, которые беззаветно 20-30 лет жизни отдали делу, которому служат.