Темы 10 августа 2011

Тирания рабочего класса

С какими кадровыми проблемами сталкивается малый бизнес

«Раньше, общаясь с предпринимателями, я всегда стояла на стороне работников. Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, настаивала на разрешении ее в пользу сотрудника, убеждала директоров в необходимости защищать права подчиненных. Но то, что происходит сейчас, вынуждает меня пересмотреть собственную позицию и воскликнуть: «Люди, пожалейте работодателей!» — делится Ольга Кобзарь, руководитель ООО «Бизнес-сервис».

С какими кадровыми проблемами сталкивается малый бизнес, она рассказала «РИ»

Офисные войны

Наталья руководит мебельным производством. В офисе ее почти не бывает. Кроме ведения документальной и хозяйственной деятельности, она сама ищет клиентов, налаживает сбыт, заключает договоры с поставщиками. В общем, делает все то, что должен делать предприниматель, заинтересованный в развитии собственного бизнеса.

Общением с непосредственными заказчиками занимаются офис-менеджеры. Их у Натальи было трое: женщина лет 40, уже опытная сотрудница, много лет ответственно отработавшая в фирме, и две молодые девушки, стаж которых не составляет и года.

При приеме их на работу начальница надеялась, что девчонки будут в рот смотреть более профессиональной коллеге и активно учиться у нее коммуникативным тонкостям. Но оказалось, что у девушек другие взгляды на субординацию.

Однажды, приехав в офис, Наталья стала свидетельницей безобразного скандала. Молодые сотрудницы на повышенных тонах откровенно «катили» на опытную коллегу, опускаясь до оскорблений. Все это происходило в присутствии клиентов, что девушек ничуть не смущало.

Ошарашенная Наталья пресекла конфликт, но после того, как заказчики ушли, потребовала от всей троицы объяснений. Тут старшую сотрудницу прорвало. Она рассказала, что «новобранцы» давно и активно ее притесняют, не выполняют распоряжений, игнорируют замечания и вообще ведут себя по-хамски.

Причина такого отношения — клиенты. Вернее их количество. Заказчики предпочитают молодости опыт. В то время как к старожилу фирмы не зарастает народная тропа, к юным сотрудницам очередь не стоит. А так как помимо оклада начисляется еще процент с заказа, то клиентское «безрыбье» сказывается на графе «Итого» в расчетном листке.

Если с культурой общения у молодых сотрудниц туго, то с амбициями все в порядке. Хочется денег, сразу и много, поэтому успех коллеги вызывал у них лишь раздражение и зависть. Вот они и объединились против общего конкурента.

— Надеюсь, вы понимаете, что подобное поведение недопустимо, и впредь такого больше не повторится, иначе вам придется искать другую работу, — жестко обозначила свою позицию Наталья.

В ответ же руководитель услышала нахальное: «Раз не нравится, как мы работаем, сокращайте нас».

Наталья аж задохнулась от подобной дерзости, но девицы, нисколько не смущаясь, продолжили: «Только попробуйте уволить, мы в налоговую сходим, в трудовую инспекцию, даже если ничего не найдут, по кабинетам затаскают, мало вам не покажется».

Наталья потом признавалась, что в этот момент почувствовала страх. Опытный руководитель, владелец собственного бизнеса, который она выбегала, высидела, выстояла, вложила деньги, открыла рабочие места, дала возможность заработать этим соплячкам, теперь выслушивает от них ультиматумы и угрозы.

«Война так война», — решила хозяйка и выпустила приказ о выговоре. Подписать его сотрудницы отказались. Вскоре они вообще перестали подчиняться директору. На работу ходили исправно, часы высиживали, но ничего не делали.

«Это поведение подростков, которые сбиваются в стаю и начинают «дружить» против кого-то. По-другому они не умеют. Вместо того чтобы набираться опыта, диктуют свои условия, шантажируют и запугивают. Все это, конечно, решаемо, но руководитель вынужден разбираться с сотрудниками, а не заниматься развитием своего дела, что сказывается на бизнесе. Нам удалось урегулировать эту ситуацию, девушки написали заявления по собственному желанию, но я не удивлюсь, если предприниматель больше не захочет иметь дело с молодыми кадрами», — поясняет Ольга Кобзарь.

Проверка постоянством

Наталья не одинока в своих проблемах. Сразу после ее визита в «Бизнес-сервис» пришел еще один предприниматель с аналогичной бедой. В его случае сотрудница первое время работала отлично. Дисциплинированная, ответственная, доброжелательная. Директор искренне радовался своей кадровой удаче и старался поощрять девушку: оплачивал учебный отпуск, не ворчал, когда она брала больничный по уходу за ребенком, сделал полностью «белой» зарплату.

Но рабочая идиллия закончилась, как только сотрудница была переведена со срочного договора на постоянный. Видя лояльное отношение начальства, дама, что называется, села на шею. Длиннее стали перекуры и личные разговоры по рабочему телефону, все чаще ей стали требоваться административные дни, появилось недовольство размером заработной платы. Начальник решил поговорить с сотрудницей и высказал свои претензии. В ответ он также услышал безапелляционное: «Не нравится — сокращай».

Ликвидировать штатную единицу предприниматель, разумеется, не планировал, но больше всего его задело отношение. Поняв, что договориться не удастся, он попросил работницу написать заявление по собственному желанию. Ее реакция была сходной с поведением сотрудниц Натальи.

В ход пошли угрозы и шантаж. Девушка пообещала рассказать «куда надо» о зарплатах в конверте, неоплачиваемых сверхурочных и даже о периодических проблемах с холодной водой в уборной. Мол, санитарные нормы не соблюдаются. «Раз ее так не устраивают условия труда, раз ей так плохо в моей фирме, почему не увольняется?» — возмущался предприниматель.

В итоге конфликт разрешился, девушка ушла, но осадок у директора остался. «Нам говорят: берите молодежь, помогайте сделать первые шаги, набраться опыта. Мы берем и что получаем? И работать не хочу, и уходить не буду», — разводит руками коммерсант.

Не барское дело

Третий пример еще нагляднее демонстрирует «заинтересованность» молодых людей в работе. Екатерина занимается посредническими услугами между малым бизнесом и налоговой службой, предоставляя предпринимателям возможность передавать данные отчетности через электронные каналы связи. Бизнес уже хорошо поставлен, работает и без непосредственного присутствия руководителя на месте, поэтому Екатерина решила, что пора уделить время семье, и собралась в декретный отпуск.

Перед уходом стала искать сотрудника, который мог бы консультировать уже имеющихся клиентов по работе с программой. Ей нужен был или программист со знанием бухгалтерии, или бухгалтер — опытный компьютерный пользователь. Решив, что раз каждый год академия выпускает специалистов по направлению «информационные системы в экономике», проблем с подбором кадров у нее не возникнет.

Зарплату заявила для Рыбинска приличную: 10-12 тысяч рублей в месяц. Размещая объявление о вакансии в СМИ, Екатерина ожидала, что к ней очередь будет стоять из вчерашних студентов и уже опытных специалистов. Она просидела весь день в пустом офисе. Поинтересоваться о работе пришли только три пенсионерки, которые с компьютером откровенно «на Вы». Их первый вопрос был о перспективах роста зарплаты…

Что творится на рыбинском рынке труда — непонятно, недоумевают в «Бизнес-сервисе». Видя, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, в фирме открыли еще одно направление — кадровое. «Трудовой кодекс сейчас должен быть на столе у каждого работодателя. И не только для того, чтобы защищать права работников, но и для того, чтобы защищаться самим», — резюмирует тенденцию Ольга Кобзарь.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме