Темы 5 октября 2011 13:33

Пройти «долину смерти» и остаться в живых

Государственная поддержка — хорошая для бизнеса штука. Но рассчитывать только на деньги государства — это все равно, что складывать яйца в одну корзину. Любое сотрясение экономики может лишить бизнес многого. А в худшем случае и убить предприятие, как это случилось в первую волну кризиса 2008 года.

Государство тогда позаботилось о многих крупных предприятиях Ярославской области, выделив им деньги. Но для некоторых это лишь отсрочило точку принятия решения о ликвидации.

Как избежать опасности падения экономики на региональном уровне? Диверсифицировать местный рынок. Создать малые и средние предприятия с мобильной системой управления и конкуренто-способным продуктом. И начать, в конце концов, продавать мозги, а не заготовки.

Чего-чего, а мозгов в Рыбинске хватает. Они творят новые технологии и рождают оригинальные идеи. Но если говорить о науке как о бизнесе, то от разработки до внедрения в рынок лежит огромная пропасть. Это пространство и время, где гибнут даже самые блестящие открытия, называют «долиной смерти». О том, как перейти ее и выжить, говорили на выездном заседании Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Ярославской области, которое состоялось в прошедшую пятницу в Рыбинске.

Бизнесу – стандарт и комфорт

В объеме производства валового регионального продукта малый и средний бизнес Ярославской области занимает 23 %. В нем занята почти пятая часть всего работающего населения. В Центральном Федеральном округе только Москва и Московская область могут похвастаться большими цифрами. Губернатор Сергей Вахруков считает это высокими показателями, но уверен, что перспективы их увеличения в области велики.

Правительство Ярославской области ежегодно увеличивает объемы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2010 году на эти цели было выделено 280 миллионов рублей, в текущем — 400 миллионов. В полную силу работает бизнес-инкубатор: специальные знания получили более 700 человек, и это направление будет развиваться.

Улучшилась ситуация с микрокредитованием: в текущем году малый и средний бизнес получил более 40 миллионов, что больше, чем в общей сложности за два предыдущих года, и гарантийное агентство «Ярославия» продолжит активную работу по выдаче краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств субъектов предпринимательства.

В результате совместной работы эффективность малого и среднего бизнеса растет. За девять месяцев этого года объем средств, перечисленных им в областной бюджет, составляет более 800 миллионов рублей.

Губернатор считает эту долю значительной для Ярославского региона. Но она не является предельной. Резерв — в совершенствовании законодательной базы, системы налогообложения, помощи в выделении площадок в индустриальных парках с готовой инженерной инфраструктурой.

В большинстве муниципальных образований региона созданы координационные советы по малому и среднему бизнесу. Сергей Вахруков ставит задачу заставить все советы эффективно работать: «Пусть объем их работы будет не такой большой, как в Рыбинске, но создать структуры для помощи и поддержки малого предпринимательства нужно обязательно всем муниципальным образованиям».

Губернатор убежден, что сделано далеко не все. В стратегии правительства Ярославской области существует приоритетный раздел — создание комфортных условий для ведения малого бизнеса. Главная цель — гарантировать стандарт бизнес-среды.

На территории всей области, будь то Ярославль, Рыбинск, Брейтово или Некоуз, должен действовать единый минимальный гарантированный уровень прохождения процедур регистрации бизнеса, выделения участков, прохождения различных согласований. «С помощью этого стандарта мы будем создавать комфортную бизнес-среду, возможности для самореализации людей»,- считает Сергей Вахруков.

Наука выгоднее спекуляции

Промышленный потенциал Рыбинска создавался десятилетиями. Несколько поколений инженеров и высококвалифицированных рабочих сформировали город с богатой технической культурой. И это не может не наложить отпечаток на экономику и образ жизни людей. В городе работает технический университет, в структуру которого входит авиационный колледж. Его выпускники — потенциальные кадры для предпринимательской сферы.

Рыбинск сегодня делает ставку на малый и средний бизнес. Так считает глава города Юрий Ласточкин:

«Изменения, которые происходят сегодня в стране, создают существенный рынок для развития предпринимательской среды. Практически все муниципальные подрядчики являются субъектами предпринимательства. Они строят дома, ремонтируют дороги, организуют школьное питание, участвуют в поставках для муниципальных нужд. В городе много малых и средних предприятий, работающих в высокотехнологичных областях приборостроения и машиностроения. Суть наших отношений — это всевозможная поддержка, создание рынков для этих компаний, организация пилотных заказов, демонстрационной базы для показа заказчикам».

Если говорить об инновациях, то это, по мнению главы, способ убеждения в конкурентной борьбе, применение различных управленческих и технических решений для повышения конкурентоспособности продукта, для завоевания рынка и, возможно, доминирования на нем.
Малые и средние предприятия Рыбинска работают в достаточно инновационном секторе машиностроения. Они обладают собственными станочными парками, своими инженерно-техническими кадрами и поставляют продукцию крупным предприятиям и естественным монополиям. Есть группа малых предприятий транспортного машиностроения, которая не только серийно производит, но и разрабатывает изделия под заказ — это индивидуальные средства передвижения, снегоходы и вездеходы.

В Рыбинске работает компания, которая занимается созданием программного продукта в области бухгалтерского учета, обеспечения электронной отчетностью муниципалитетов и субъектов федерации.

Создаются малые инновационные предприятия при Рыбинском техническом университете, которые применяют научные знания и разработки. Существует компания, основной вид деятельности которой — создание сложной оснастки. Это инструментальное производство, которое требует очень высокой квалификации. И таких высокотехнологичных малых и средних предприятий в городе много.

Глава Рыбинска считает приоритетным именно производственный бизнес, который создает продукт для реализации за пределами города, области, страны:

«Время перепродаж прошло. Сегодня бизнес — это создание высокотехнологичного продукта и добавленной стоимости. А малый бизнес — это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта. Это высокий уровень компетенций и скорости решения задач».

Кто хочет стать миллионером?

Структура промышленного малого бизнеса Рыбинска такова: 89 предприятий занимаются производством машин и оборудования, 87 заняты металлургическим производством, 61 работает на рынке целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, 55 занимаются обработкой древесины и производством изделий из дерева. Всего же субъектов малого и среднего предпринимательства в городе 8121. На них трудятся более 17 тысяч человек. Добавив к ним 5286 индивидуальных предпринимателей, получаем 19% общей численности работающих в сфере экономики.

Много это или мало? Количество большое, но объемы товаров и услуг, которые производят предприятия и предприниматели, по мнению главы города, явно недостаточны:

«Мы поставили перед собой задачу — в течение пяти лет вдвое увеличить промышленный потенциал города. И есть все основания считать, что намеченная цель будет успешно достигнута. Этому будет способствовать создание Восточной промышленной зоны, где сейчас формируется первая площадка размером 20 гектаров для размещения совместного предприятия с участием «Интер РАО», «Ростехнологий» и «Дженерал Электрик». Уверен, что за этим предприятием к нам придут и другие».

Рыбинск располагает всеми необходимыми условиями для развития малого и среднего предпринимательства. Но и бизнес несет определенную ответственность перед городом. Юрий Ласточкин считает, что миссия предпринимателей — воспитание себе подобных: «Предпринимательская среда должна расширяться. Поэтому успешная деятельность вполне может стать публичным примером для тех, кто определяет свою судьбу. Выпускники вузов зачастую хотят стать чиновниками, силовиками, работать в крупных компаниях, поскольку не имеют перед глазами достаточного количества положительных примеров, когда можно создать свой успешный бизнес и свою благополучную жизнь».
Наш город открыт для предпринимателей. У нас есть существенное преимущество — квалифицированная рабочая сила, учебные заведения, которые готовят хороших специалистов. «Мы поможем и поддержим каждого, кто придет к нам со своими предложениями, с готовностью создавать здесь что-то новое, — говорит Юрий Ласточкин. — Мы не усложняем правила ведения бизнеса, а делаем их простыми, понятными, честными. Для Рыбинска предприниматели — главная движущая сила. Они расширяют рынок, создают рабочие места, занимаются переквалификацией людей, платят зарплаты, участвуют в экономическом развитии территории».

Пора продавать мозги

Ярославский регион — не самый дешевый в России с точки зрения затрат на производство. Одно отопление в холодный период — а это большая часть нашего календарного года — может разорить мелкого производителя. Поэтому пришла пора продавать продукты интеллектуального труда. Так считает заместитель губернатора Игорь Елфимов.

Малый и средний бизнес возник достаточно стихийно, когда промышленность в 90-е годы в силу разных причин начала сокращаться. Масса наиболее предприимчивых людей, которые оказались за воротами предприятий, открыла свой бизнес. Это та сфера деятельности, где нужно минимум оборотного капитала и максимум собственных усилий — в основном торговля и услуги.

Сегодня жизнь диктует задачу реструктуризировать сектор малого и среднего бизнеса. Нужно создать благоприятные островки экономики, куда бизнес устремится, увидев новые возможности. Инновации — не единственный островок, на который предлагает двигаться бизнесу правительство Ярославской области. Можно назвать и туризм, и сферу услуг для вновь приходящих предприятий. Но именно инновации являются той сферой деятельности, которая сегодня могла бы развиваться просто в силу логики истории.

А что, собственно, можно считать инновацией? Для Игоря Елфимова это новый продукт, который на какое-то время опережает ожидания рынка и соответствует его требованиям. Инновация — это краткосрочное преимущество, но за этот небольшой временной период можно получить достаточную для будущей деятельности добавленную стоимость.

«Мы настойчиво получали сигналы от высшей школы, изобретателей о том, что неплохо бы начать финансировать разработки, как это делают во многих странах, — говорит заместитель губернатора. — Наша позиция в этом отношении такова. Региональная власть не должна финансировать фундаментальные разработки — это сфера компетенции государства. И мы не должны финансировать сам процесс изобретения — этим занимается бизнес и специальные институты, которые для этого существуют. Проблема заключается в том, что большинство идей не доходит до этих институтов в силу своей недостаточной проработки. Трезво оценив свои силы и возможности регионального бюджета, мы поняли, что нужен некий рычаг, который при относительно небольшом денежном вливании позволил бы привлечь в малый и средний инновационный бизнес большие финансовые средства».

Мост через «долину смерти»

Между собственно изобретением и предприятием, которое это изобретение могло бы купить, внедрить и выпускать продукцию или оказывать инновационную услугу, лежит глубокая пропасть. Помочь предпринимателю перейти ее призван создаваемый правительством области Центр инновационного развития.

Его задача — поиск и привлечение к сотрудничеству инициаторов инновационных разработок, экспертиза предложений, выделение средств на первую фазу проекта, привлечение инвесторов или согласование финансирования второй фазы проекта и выход из капитала проектной компании.

«По сути, мы создаем государственного бизнес-ангела с той поправкой, что венчурные бизнес-ангелы финансируют сами разработки, а мы позволяем изобретателям и компаниям дойти до инвестора».

Путь от идеи до внедрения продукции на рынок становится смертельным для многих ярких изобретений — поиск денег на рисковые проекты зачастую бесперспективен. Бизнес-ангелы или неформальные инвесторы заполняют разрыв между первоначальными вложениями собственников инноваций и последующими источниками финансирования. Центр инновационного развития намерен стать связующим звеном между изобретателем и потенциальным инвестором.

Как это будет происходить? Во-первых, это будут маркетинговые исследования — необходимо выяснить, возможно ли вообще продать конкретную идею. Во-вторых, центр готов помочь должным образом «упаковать» инновационный проект. Каждый должен заниматься своим делом, поэтому нет никакого смысла погружать всех изобретателей, например в тонкости бухгалтерии. И далее — капитализация научной идеи путем защиты интеллектуальной собственности.

«У меня есть мечта, чтобы сектор малого и среднего предпринимательства занимал 80 % экономики региона, — говорит Игорь Елфимов. — Но я понимаю, что для этого должны пройти десятилетия. Если в ближайшие годы мы сможем довести эту цифру до 50%, я буду считать, что экономика Ярославской области хорошо сбалансирована».

Лоб в лоб с заказчиком

220 миллионов рублей — такова оценка тех предложений, которые были представлены на бирже субконтрактов, проходившей в рамках регионального кооперационного форума одновременно с заседанием Координационного совета по малому и среднему предпринимательству. Организаторами форума стали торгово-промышленные палаты Ярославля и Рыбинска.

«Это уникальная возможность для малого предприятия — встретиться напрямую со своим потенциальным заказчиком, — говорит президент Ярославской ТПП Валерий Лавров. — В обычной жизни мелким предпринимателям сложно достучаться до крупного бизнеса. При этом и тот и другой нуждаются в кооперации».

Малые и средние предприятия, представленные на выставке, относятся к сектору машиностроения. Это, как правило, многокомпонентное производство, которое, согласно современным тенденциям, предпочитает размещать заказы в сторонних организациях, что снижает риски ответственности и совершенствует конкретное изделие.

О том, сколько и на какую сумму заключили контракты на выставке рыбинские предприниматели, история умалчивает. Впрочем, эту статистику трудно отследить: кто-то нашел своего заказчика сразу, для кого-то период ожидания будет длиться месяцами. Но информация о том, какие малые и средние предприятия работают в Рыбинске, уже разлетелась по всей стране.

«Более того, у нас уже есть предложения от зарубежных коллег из Швеции, Финляндии, Словакии, которые намерены участвовать в таких мероприятиях, — говорит президент Рыбинской ТПП Сергей Кузенев. — Подобные выставки, как показывает практика, продуктивны. Они сталкивают заказчиков и исполнителей лоб в лоб. А это в наше время дорогого стоит. Люди узнают друг о друге, обмениваются контактами, информацией. И в результате должны подписать серьезные договоры, которые обеспечат развитие рыбинских предприятий в будущем».

День, когда в Рыбинске состоялись заседание Координационного совета и региональный форум, вполне можно назвать днем малого и среднего бизнеса. Предприятия и предприниматели, которые сочли нужным принять участие в мероприятиях, говорили о том, что их волнует: это вопросы налогообложения бизнеса, лицензирование такси, проблемы организации детского питания, туристического сектора экономики.

Впереди у власти — совершенствование местного законодательства, создание эффективных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, поиск инновационных идей и предложений, годных для реализации, формирование условий для привлечения в регион высококвалифицированных кадров. Эти и многие другие мероприятия, обсуждаемые в Рыбинске, будут способствовать созданию комфортной среды для ведения бизнеса на территории Ярославской области.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме