Рыбинск, рыбинская рыбалка, Рыбная слобода, Рыбинка — так рыбаки ласково называют Рыбинское море. В нашем городе с рыбой связана не только история. Тысячи жителей Рыбинска ловят рыбу.
Поводы у всех разные. Для кого-то это работа: взял в аренду участок водной глади, наловил рыбы, продал на рынке. Другие рыбалку просто любят, потому и называют их «любителями».
Кто-то воспринимает лов как вид спорта — пусть не олимпийский, но все-таки имеющий прямое отношение к массовым физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
Ну, и браконьеры. О них сказано много. Но все без толку. Они были, есть и, очевидно, будут. Даже несмотря на попытки ввести новые законы и строгие наказания.
Более того, новшества вполне могут вынудить легальных рыбаков пополнить армию браконьеров, которым не достался в аренду участок для лова или просто стало не по силам оплачивать разрешительные документы
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СТРАСТИ
Ирина Лебедева — рыбак со стажем. 15 лет в свободное от работы время она ловит рыбу на берегах Рыбинского водохранилища. Для нее рыбалка — хобби, которое приносит не только удовольствие. Она считает свое увлечение «стилем жизни, психологией, философией, давней традицией, воспитанием молодежи, здоровым образом жизни, патриотизмом и любовью к малой родине».
А с некоторых пор Ирина начала разбираться в любительской рыбной ловле профессионально. Жизнь заставила. Когда Федеральное агентство по рыболовству впервые заговорило о платной любительской рыбалке, рыбаки начали объединяться. И сегодня Ирина Лебедева является сопредседателем российского Союза рыболовов и председателем ярославского регионального отделения Союза.
— Несмотря на заверения главы Росрыболовства Андрея Крайнего, рыбалка в России, очевидно, будет платной, — рассказывает Ирина Лебедева. — Мы со счету сбились, обсуждая редакции закона «О любительской рыбалке». Ведомство настаивает на введении рыболовных карт или, как мы их называем, фиш-карт. Ее предполагаемая стоимость — 500 рублей. После принятия закона в нынешнем варианте выход с удочкой на берег Волги без документа будет считаться браконьерством даже для 14-летнего подростка.
Помимо необходимости оплачивать свое хобби, в законе, который на днях должен быть вынесен в Государственную Думу России и пройти первое чтение, рыбаков не устраивает отсутствие методов борьбы с браконьерством. Ирина Лебедева считает, что основной причиной этого явления стала свободная продажа рыболовных сетей:
— Сегодня каждый может пойти на рынок и недорого, рублей за сто, купить китайские сети. Я считаю, что продавать их нужно, как охотничье оружие, по специальным документам и только тем, кто осуществляет промышленный лов рыбы. Помимо этого необходим учет и ужесточение наказания за продажу рыбы, добытой браконьерским путем. Не будет рынка сбыта и сетей — не будет и браконьерства.
Любители уверены, что урон рыбным запасам наносят не только браконьеры, но и предприятия, использующие воду для извлечения прибыли: гидросооружения, пароходства. Сброс воды ГЭС может смыть тонны икры, отложенной рыбой в прибрежной зоне. При этом экологический налог, который платят гидроэнергетики, оседает в недрах государственного бюджета и не идет на восполнение рыбных запасов.
— Предполагается, что зарыбление водоемов будет происходить за счет средств, полученных от продажи фиш-карт, — рассказывает Ирина Лебедева. — Однако наши сомнения вызывает порядок расходования этих денег: первым пунктом значатся расходы на управление. И только далее — проведение научных исследований и собственно работы по воспроизводству рыбных запасов. Я считаю, необходима комплексная программа оздоровления водоемов, и деньги, собранные с рыбаков, должны оставаться в регионах.
Кроме всего прочего, рыбаки недовольны предложенной системой выдачи карт. Их можно будет покупать в территориальных управлениях Росрыболовства. Ближайшее к Рыбинску находится в Твери. Но даже если продажу карт отдадут на откуп областным представительствам, рыбаки не готовы ездить за ними в Ярославль.
Осложняется и проведение спортивных соревнований по рыбалке. Их учет и разрешение возложено также на территориальные управления, которые потребуют годового планирования мероприятий, указания точных дат и количества участников.
— Конечно, традиционная «Рыбинская рыбалка» с этими вопросами справится, — говорит Лебедева. — Но даже даты могут вызвать осложнения — трудно предугадать заранее, сколько выпадет снега, и какой толщины будет лед на Рыбинском водохранилище. А тем, кто устраивает, например, детские малочисленные соревнования, придется туго.
По большей части рыбаки не против введения разумной платы: 500 рублей за право ловить рыбу на удочки в течение года — деньги не великие. Но уж коль скоро обещания Андрея Крайнего стали неактуальными, закон должен четко обозначить удобную схему покупки фиш-карт и порядок расходования собранных денег. Эти вопросы Ирина Лебедева надеется решить в обсуждениях с депутатами Государственной Думы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Если закон «О любительской рыбалке» еще только обсуждается, то промысловики уже давно живут и работают по закону «О рыболовстве». И, тем не менее, недовольных становится все больше.
Сроки аренды участков, оформленных местными рыбаками для промышленного лова, закончились в первой половине октября. Сегодня все участники процесса сидят без работы. Очередной конкурс на право аренды водных пространств назначен лишь на 18 ноября, а документы победителям обещают оформить только к началу будущего года.
Накануне конкурса рыбаки неохотно говорят о своих проблемах — вдруг так случится, что их резкие слова повлияют на исход торгов. Но позиция у промысловиков простая. Укрупнив предназначенные для аренды участки, то есть объединив несколько мелких акваторий в одну большую, чиновники не только сталкивают рыбаков лбами. Они рискуют увеличить количество браконьеров, поскольку, оставшись без работы, бывшие легальные рыбаки вряд ли смогут найти замену своему ремеслу.
На конкурс 18 ноября будет выставлено 11 участков для организации промышленного лова. Ранее действующая схема выделяла в три раза больше участков. Это значит, что на одну территорию будет претендовать, по меньшей мере, четыре человека, и трое из них останутся без работы. Конечно, они могут объединиться или просто наняться на работу к победителю. Но смена положений, уверены рыбаки, не приведет к главной цели — восстановлению рыбных запасов на Рыбинском водохранилище.
«Рыба существует для того, чтобы ее ловили и ею кормили», — говорят рыбаки и сожалеют о том, что сегодня никто, кроме промысловиков, не занимается установкой искусственных нерестилищ. Впрочем, вся забота Росрыболовства о рыбных запасах сводится к ограничениям рыбалки, а не к конкретной работе по восполнению количества рыбы в водоемах.
Само ведомство надеется, что профи от рыболовства свыкнутся с мыслью о том, что в их среде, как и в животном мире, выживут сильнейшие, то есть крупные промысловые хозяйства, которыми легче управлять и проще контролировать. Что же касается любителей, то закон, регламентирующий их хобби, может быть принят уже в этом году нынешним составом Государственной Думы РФ.