Будущего недостаточно/ Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной/ Вечность средь комнаты стала.
Борис Пастернак
Канун Нового года. С ярко освещённых витрин на торопящийся людской поток смотрят блестящие лесные красавицы, но только быстрые рассеянные взгляды получают они в ответ. Каждый спешит домой, чтобы в тишине и уюте семейного тепла нарядить свою ёлочку, которая станет на дни праздников центром всего домашнего пространства, соберёт вокруг себя всех домочадцев.
В ожидании новогодней сказки малыши украсят колючие ветви шоколадными фигурками в разноцветной фольге; молодёжь повесит на ёлку модные и креативные шары. Достанут заветную картонную коробку старшие представители семьи, и… время остановится.
Игрушка, хранящая в себе тепло целых поколений, — семейный раритет, не одна пара рук заботливо возьмёт её, и в памяти всплывут бесценные воспоминания о молодых родителях, большом и шумном празднике, беззаботном детстве… И любая стеклянная шишка, любой человечек из папье-маше могут рассказать свою историю.
… «Прародителем моим было яблоко»,- так мог бы начать свой рассказ горделиво красующийся стеклянный ёлочный шар, уже не один десяток лет подряд его бережно вынимали из коробки и вешали на самое почетное место.
В давние языческие времена яблоками и орехами украшались священные ели, которые почитались как пристанище духов плодородия и ставились в жилище в начале нового светового года, то есть как раз в конце декабря. О, это были уже не скромные садовые плоды, а наполненные смыслом символы земных даров, изобилия и процветания, они обеспечивали хозяевам достаток и благоденствие в следующем году.
Время шло, традиция сохранялась, но менялось её значение. И уже не даром духов плодородия стало яблоко, а олицетворением запретного плода, который вкусили Адам и Ева, и украшало оно в средние века священное «рождественское дерево».
Ни одного лишнего или незначительного предмета не нашли бы вы в убранстве тогдашней лесной красавицы, ведь дерево должно быть украшено в соответствии со строгим каноном: верхушку венчала «Вифлеемская звезда»; пламя свечей напоминало о жертве Христа; всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли отождествлялись с пресными хлебцами, употребляемыми при обряде причастия; почётное место занимали марципаны и засахаренные ягоды.
Да, да, первоначально все ёлочные украшения были съедобными, и только в XVII веке начали изготавливать более долговечные и яркие игрушки. Еловые шишки золотили, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. На ветвях появились бумажные цветы и искусные поделки из ваты и серебряной фольги: ёлочные ангелы, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей.
Из оловянных проволочек делали мишуру, закручивая спиралями маленькие серебристые ленточки. Особой популярностью пользовались восковые игрушки, однако они плавились от жара горящих свечей, крепившихся на ветках при помощи тонкой проволоки. Кроме красоты и тепла, эти свечи несли опасность: в один момент могла вспыхнуть лесная красавица…
Почётное место на «рождественском дереве» заняли колокольчики, которые своим звоном должны были прогонять нечистую силу. Но яблоки по-прежнему оставались излюбленным украшением до тех пор, пока, по преданию, в немецком селении под названием Лауша в середине XIX века не выдался неурожайный год.
Люди обратились к стеклодувам с просьбой спасти праздник. Так были сделаны первые ёлочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.
Продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, блестящие яркие шары создавали теперь атмосферу новогоднего праздника. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра — родился знакомый сегодня всем ёлочный шар. Но это было только начало, фантазия стеклодувов не знала предела. Вскоре они стали делать стеклянные фигурки птичек и зверей, виноградные гроздья в керамических формах, кувшинчики, дудочки. Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.
Однако не всем по карману было это праздничное великолепие. В России, где обычай украшения ёлки, привнесённый ещё Петром I, стал популярным только к концу XIX века, стеклянные игрушки заказывали в Европе, а простые люди обряжали своих лесных красавиц поделками из тряпок, соломы, цветных ленточек.
Позднее мода на щедро разукрашенное новогоднее дерево ушла, оно стало считаться признаком дурного вкуса. В домах появились строгие стильные ёлки в серебристо-белых тонах, украшенные простыми соломенными звёздочками, фигурками из бумаги и картона. В дореволюционной России пользовался популярностью «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, покрытого серебряной или цветной фольгой.
На ёлки вешали и красивых куколок из ткани с лицами из литографической бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми из картона, глины, позже — фарфоровыми. Были игрушки из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, моряков, клоунов, животных. Их изготавливали также из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму.
Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость. На ёлках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. Появилась традиция венчать макушку ели украшением в форме пики, она была связана с дизайном немецких военных касок времен Первой мировой войны.
Октябрьская революция строго-настрого запретила религиозные обряды, в том числе и рождественскую елку как буржуазный пережиток. Прекратился завоз игрушек из Германии. Новый год стал обычным рабочим днем, но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время появляется большое количество игрушек, сделанных дома своими руками.
В 1935 году правительство приняло решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. На фабриках стала выпускаться ёлочная утварь. Что это были за игрушки! На каждой лежал отпечаток времени, мастера ёлочных украшений чутко отзывались на события в стране. На смену восковым ангелочкам, «Вифлеемским звездам» пришли «кремлевские» звезды и стеклянные пионеры, красноармейцы, женщины в красных косынках.
Появились игрушки-подвески в форме звезд с серпом и молотом, большие разноцветные шары с портретами Сталина, Молотова, Ворошилова. Очень популярными были игрушки, символизирующие технический прогресс: телефоны, автомобили, паровозы. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников.
Одной из главных ёлочных новинок стали электрические гирлянды. Такое украшение было вовсе не безобидным: гирлянды часто становились причиной пожара — ламповое стекло накалялось, и хвоя вспыхивала. Со временем их стали делать из прочного стекла с использованием стойких красителей.
В период войны в условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных.
В дело шли отходы производства, но из них получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные звезды. На фронтах популярны были игрушки, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Также ёлки военных лет наряжали «пистолетами», «собачками-санитарами».
С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек-малюток. Это было очень удобно, ведь большинство людей того времени жили в коммуналках. В наборе были игрушки из стекла, пластмассы, бумаги, даже стеклярусные бусы подходили по размеру ёлочке-малютке.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард игрушки стали максимально простыми. В это время появился новый материал — поролон. Он тут же был взят на вооружение мастерами. Начался выпуск матрешек в поролоновых платках, поролоновых поросят и цыплят. В честь полётов в космос на ёлках засеребрились космонавты, игрушечные спутники и ракеты. Гордо царили кукурузные початки со своей огородной братией: помидорами, морковками, огурцами. Выпускались игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик.
Следом пришла очередь стеклянных сосулек — свидетельниц «оттепели», минимализм исчез, ёлка терялась под слоем игрушек, серпантина и «дождика»…
Так увлечённо мог бы рассказывать свою историю стеклянный шар. Но детская ручонка потянулась к нашему «историку» ёлочных украшений, любопытные глаза отразились в его блестящих боках и… он упал, вдребезги разлетевшись сотней осколков прошлого.
И тут же место на ветке занял не менее важный шар из пластика, который рассказал бы детворе о разнообразии современных украшений, о неординарных игрушках, о том, что все чаще на ёлках можно встретить необычные материалы, такие как дерево, глина и ткань, о том, что дизайнеры «обувают» лесную красавицу в валенки, развешивают на ветках гнезда из лапши, рыбьи скелеты из золота, гирлянды из пуговиц, шары, покрытые слоем драгоценных металлов высочайшей пробы, жемчугом и даже денежными купюрами… История не закончилась. Она продолжается.