Скоро все желающие принять крещение должны будут тщательно подготовиться к этому таинству. Святейший Патриарх всея Руси Кирилл предложил вновь вернуться к катехизации, включающей так называемое оглашение, в ходе которого взрослые и дети старше 12 лет должны будут пройти несколько бесед со священником, лучше узнать основные догматы веры. уже принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви».
В прорубь с головой
19 января все православные верующие встретят Крещение Господне. Одна из главных традиций этого праздника — купание в проруби.
Многие рыбинцы накануне праздника спешат в Переборы. Именно здесь, в районе спасательной станции, на скованной льдом поверхности Рыбинского моря прорубают крещенскую купель, вода в которой освящается ровно в полночь (обряд начнется в 23.45). По словам священника Спасо-Преображенского собора отца Василия, освященной вода в проруби остается на протяжении суток, так что всем, кто хочет получить заряд духовной и телесной бодрости, нужно поторопиться.
«Я и сам окунаюсь в крещенскую купель. Правда, сразу после освящения сделать это не получается — ровно в полночь в храме начинается праздничная служба, но после — обязательно. Это ни с чем не сравнимые ощущения! Такое чувство, будто заново родился», — говорит отец Василий.
О новых «старых» правилах мы беседуем со священником Спасо-Преображенского собора протоиереем Дионисием.
— Отец Дионисий, в чем смысл катехизации и зачем она необходима каждому, кто хочет креститься?
— Ничего нового мы не изобретаем. Мы возвращаемся к старому церковному устроению, которое существовало еще в апостольские времена. Катехизация и до этого практиковалась во многих храмах, только сейчас она стала обязательной повсеместно.
Что касается смысла, приведу пример из Деяний святых апостолов. Апостол Филипп во время своих скитаний встретил человека, читавшего Священное Писание. Апостол поинтересовался, понимает ли он то, что читает. Тот ответил: «Как я могу понять, если мне никто не объяснил?» После проповеди о приходе Мессии человек пожелал креститься во имя Иисуса Христа.
В те времена людей можно было условно разделить на две категории: иудеев, которые с детства знали все пророчества, в том числе о пришествии Иисуса Христа, а также язычников, которые этими знаниями не обладали. Именно в отношении последних и сложилась хорошая практика, просуществовавшая примерно до 6-7 века нашей эры, когда людей, изъявивших желание узнать о христианской вере, знакомили с ней на протяжении значительного времени. Впоследствии эта процедура стала называться оглашением и подразумевала возможность участия человека в христианских обрядах. Таким образом человек входил в новое для себя общество, принимал веру в Христа не слепо, а обладая определенными знаниями.
Самая главная часть катехизации — подготовить человека к жизни в церковном обществе или же помочь понять, что он пока еще не готов к ней. Второй момент редко учитывается. тем не менее речь идет об очень важном — свободном выборе человека. Он может быть не готов сразу принять то, что от него требует православная вера, возможно, ему потребуется время.
— Но ведь знать не значит верить?
— Во все времена наряду с истинно верующими людьми были и те, кто, может быть, и знал основные догматы, но не исполнял их. Однажды Господь явился к одному из сподвижников со словами: «Что же вы мне пустые гробы присылаете?» То есть людей крестили, а они плодов жизни по вере не принесли, не стяжали внутренней духовной жизни. Главное, чему мы учим на катехизации, — как с помощью внешних действий привести в порядок внутреннее духовное устроение души.
Человек, который знает только внешние проявления христианской веры, часто увлекается ими настолько, что начинает умничать, озлобляться на менее подкованных в этих вопросах людей, которые, тем не менее, более стремятся душой к Богу, нежели он. Истинно верующий человек никогда не упрекнет другого в невежестве. Есть такая притча. Молодая 18-летняя девушка впервые пришла в храм. Пришла в таком виде, как сегодня часто одеваются: брюки, короткая туничка, да еще и голову не покрыла платком. Прихожанка храма, пожилая женщина в длинных одеждах, считавшая себя глубоко благочестивой, отчитала молодицу, которая выбежала в слезах из храма, где искала утешения. Ночью к ревнительнице внешнего благочестия явился Господь и сказал: «Я восемнадцать лет вел эту девушку, рабу Божью, к себе, а ты ее выгнала. Теперь ты столько же времени молись за нее». Каждый из нас должен относиться с уважением и пониманием к окружающим, тем более находясь в храме Божьем. Недаром говорится «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Иоанн Богослов так и говорит: «Если кто говорит, что я Бога люблю, а ближнего ненавижу, то он лжет о своей любви к Всевышнему».
— Катехизация представляется своеобразным фильтром.
С одной стороны, ясно, что это надо сделать, потому что некоторые принимают Таинство Крещения, относясь к православной вере поверхностно и
с минимальными обязательствами, с другой стороны — это не приведет к уменьшению желающих совершить таинство?
— Возможно, количество людей, желающих креститься, снизится. но если человека останавливает необходимость узнать больше о Боге, которому он хочет себя посвятить, значит, его сердце не стремится к единению с Христом.
— Но ведь бывают исключительные случаи. Порой, переживая сильное горе, люди начинают искать Бога. Получается в ответ на искренний порыв в церкви скажут: «не-е-т, сначала побеседуем». При этом человек может находиться в таком состоянии, что ему хоть в омут головой…
— Конечно, если человек болеет, собирается уходить в армию и т.п., то ему можно позволить креститься, но после беседы со священником о вере и жизни перед самим Таинством. Сложные жизненные ситуации — тоже отдельный случай, исключение. Но вообще это непростой вопрос, поскольку священник должен суметь разглядеть в человеке готовность принять православную веру и следовать ей, тот особый свет, свидетельствующий, что ангел коснулся его раньше миссионера.
— Тогда возникает вопрос, насколько готовы священники обращаться к людям с живым словом веры? Ведь не будут же они просто читать проповеди и главы из Священного Писания. Наверное, беседа предполагает неформальное общение, в ходе которого люди, готовящиеся к крещению, должны будут услышать не пафосные ответы на волнующие их вопросы о жизни, Боге и вере?
— Сейчас речь идет о необходимости возвращения к практике катехизаторов — людей, состоящих при храмах, которые целенаправленно занимались бы подготовкой к таинству крещения. Этим занимаются духовные семинарии. Конечно, роль священника здесь никто не умаляет, но иногда просто невозможно поговорить с каждым страждущим душевно, без спешки. Священники, которые обладают большим опытом, находят выход, устраивая, например, совместные чаепития с прихожанами, паломнические поездки. Все это объединяет людей, делает их добрее, ближе друг к другу и… к Богу.
* * *
Свое мнение по поводу необходимости подготовки к крещению высказал и викарий Ярославской епархии, епископ Рыбинский Вениамин
— Как вы относитесь к возвращению к катехизации?
В чем ее преимущества и есть ли недостатки?
— «Идите, научите и крестите» — так заповедано поступать апостолам и продолжателям их дела — епископам и священникам. Люди, приходя в храм, хотят поступать по обычаю, но они не знают сути обычая и смысла происходящего. Катехизация и призвана помочь человеку, принимающему имя Христово, следовать по Его путям, наперекор своим страстям и вредным привычкам. Преимущество ищется в качестве: знающий правила легче может их исполнить, чем не знающий. Готовый к испытаниям не откажется от них, зная цену за терпение этих испытаний. Люди путают верования и веру, внешнее благочестие и действия с внутренним устроением души по Евангельским началам. Многие не жили по вере из-за элементарной безграмотности в основах духовной жизни и тем более не имея практики.
— Готовы ли рыбинские священники к этой процедуре?
— В Рыбинске накоплен опыт подготовки людей к Великому Таинству Крещения — как практический, так и теоретический.
— Почему в некоторых храмах катехизация существовала и раньше, а в других ее надо будет возрождать?
— Практически каждый священник в меру своих сил подготавливал и подготавливает людей к крещению и жизни во Христе. В тех храмах, где было несколько священников, беседы проводились организованно, людям уделялось больше времени до крещения и предъявлялись более строгие требования.
— Должны ли будут принимать участие в беседах со священником будущие крестные?
— Крестные родители должны быть воцерковлены, у них должен быть опыт веры. Если опыта не будет, то и отвечать за крестников они не смогут. А научить можно лишь тому, что сам умеешь. Поэтому лучше быть на беседе вместе с крестными.