Мы точно знаем, что такое производство серийной продукции. И совершенно не важно, будет эта продукция сложной электронной техникой или простенькими пластмассовыми ведерками. Производство, да простят нас менеджеры всех уровней и звеньев, — это такие большие и светлые или маленькие и темные помещения с конвейерами, станками и инструментом и десятки или сотни, а может, и тысячи людей, создающих продукт последующей продажи.
Еще мы хорошо знаем, что такое продажи. Это когда в больших и не очень помещениях нам предлагают или навязывают всяческие товары — произведенные на производстве продукты.
А как назвать процесс изготовления и последующей продажи одной-единственной штуки продукта? Например, глиняного горшка, или вышитого гладью полотенца, или валяной игрушки? Где делают сувенирные колокольчики с надписью «Привет из Рыбинска»? Где вырезают из дерева уникальные игрушки? Рисуют городские пейзажи?
Когда речь идет о единичной и уникальной продукции, будь то сувенир «на долгую память» или дизайнерское украшение, на ум приходит одно слово: ремесло — «мелкое производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия».
Итак, ремесленный промысел. Каждый, кто участвует в процессе производства штучной продукции, работает самостоятельно. По сути, один. Как перст. Или как волк-одиночка, которого кормят ноги. Только ремесленника кормят руки. И еще голова.
Потому что одно дело изготовить товар и совершенно другое — найти ему покупателя, в котором любой товар остро нуждается. Иначе зачем все это? Вырезал, например, из дерева ложку и щи дома ей хлебаешь? Или, например, сделал золотое ожерелье с бриллиантами, сам себе на шею повесил и ходи-любуйся на себя в зеркале? Радости от такого производства мало.
Каждому творцу хочется, во-первых, оценки своего творения, желательно восхищенной. И, во-вторых, денег, желательно побольше. Да-да, творчество и деньги вполне совместимы. И даже в какой-то степени неотделимы. Надо помещение арендовать, материал закупить, самому творцу надо, в конце концов, есть-пить и одежду носить. А все это не появляется за красивые глаза и умелые руки, а покупается исключительно за деньги.
— Вот поэтому надо объединяться, — считает Андрей Васильев.
Васильев знает, что говорит. Он сам — мастер-живописец, много лет занимается творчеством. Впрочем, Васильева, наверное, нельзя назвать типичным творцом в общепринятом понимании, человеком не от мира сего, витающим в облаках и создающим бессмертные творения. У него вполне земное мышление и достаточно успешный опыт практического применения своих талантов. По крайней мере, литературная фраза «Утром — деньги, вечером — стулья» для него не пустой звук.
Каждый зарабатывает, как умеет и чем Бог послал. Васильеву помимо способностей к живописи Бог послал организаторские таланты и фантазию. Причем фантазия эта — не «замки на песке», а вполне жизнеспособные бизнес-проекты, цель которых — заработать деньги. И, конечно, славу. Куда ж творцу без нее? Впрочем, славу эту Васильев примеряет не на себе.
— Вы, наверное, и не слышали, что в Рыбинске работает удивительная мастерица, которая занимается вышивкой в северных традициях, — рассказывает художник. — Этому ремеслу только учиться надо два года! А какие у нас гончары! Какие литейщики!
Идея добычи славы у Васильева простая. Создать в Рыбинске ремесленный квартал, где расположить мастерские всех местных творцов. Бесплатно. Но с условием — неограниченная доступность этих мастерских для посетителей, будь то школьники, студенты или заезжие туристы. Вышел, скажем, турист с теплохода, повели его по музеям и достопримечательностям Рыбинска и — в мастерские. А здесь можно не просто глазами посмотреть, но и руками потрогать — присоединиться к творческому процессу.
А заодно и купить что-то себе на память. И тогда турист начнет приносить деньги Рыбинску дважды: сначала, заплатив за стоимость экскурсий, а потом — за понравившийся сувенир или практичное изделие рыбинских ремесленников.
Одновременно решается проблема с самими творцами. Их занятость вместе с зарплатой, равно как и социальные проблемы их семей, перестают волновать власть. Потому что творцы свои проблемы решают сами.
Это, конечно, очень условное изложение бизнес-проекта Васильева под названием «Рыбинский ремесленный квартал». На практике все выглядит гораздо сложнее и именно поэтому до сих пор не реализовано. Но с учетом темперамента и фантазии автора никто не удивится, если Васильев найдет нужные слова убеждения, и такой квартал в Рыбинске однажды появится.
— У маршала Жукова была стратегия точечных ударов, — говорит Васильев. — Это когда идешь на врага не сплошной стеной, а по тебе лупят из всех орудий, а точными «кулачными» ударами ты бьешь по врагу там, где он удара не ожидает. Если переложить эту стратегию в мирную плоскость, то она может дать Рыбинску не меньше славы, чем крупномасштабные мероприятия.
Итак, один точечный удар по кошелькам туристов и с целью популяризации рыбинских брендов можно нанести с помощью ремесленного квартала. Другой — с помощью проекта благоустройства Волжской набережной. Есть такая у Васильева задумка, но рассказывать о ней подробно он не хочет. Сначала — дело, только потом — слова.
Собственно, почему мы вообще говорим о том, что и как делает сегодня Васильев? Да потому, что он вместе с администрацией города готовит рыбинцам сюрприз. Но мы о нем все-таки расскажем сегодня. Потому что январь — это как раз и есть время чудес, волшебства и радостных сюрпризов.
Итак, третий точечный удар, который можно нанести в пользу популяризации нашего славного города. Въездные знаки. Вот чем сегодня занят Андрей Васильев. Подъезжаете вы к Рыбинску, например, со стороны Ярославля. А там вас встречает, естественно, рыба. На высоком и красивом пьедестале, на стилизованной капители как атрибуте искусства, на высоте десяти метров парит изящная стерлядь — гербовый символ нашего города.
Таких знаков с рыбами можно установить 9 штук, включая все въезды в Рыбинск, в том числе железнодорожный вокзал и речной причал.
— А началось все со значка, — рассказывает Васильев. — Однажды задумался: деревянные рыбы у нас есть, буклетов с видами Рыбинска полно. А какого-то маленького сувенирчика с символом города нет. Так родилась идея изготовления нагрудного значка с рыбами — памятного знака для гостей и туристов.
От миниатюрной рыбы до гигантской стерляди, как оказалось, один шаг. Идея значка решила сначала воплотиться в большой рыбе на въездах в город. Она уже имеет визуальное воплощение в виде эскизных рисунков и объемных моделей.
Сегодня проект въездных знаков, подготовленный Андреем Васильевым, видели только специалисты: архитекторы, художники, работники культуры. И еще мы, журналисты. Нам парящая стерлядь с надписью «Рыбинск» понравилась.
А вам, уважаемые читатели?