Темы 1 февраля 2012 10:52

Ворота города

Вспоминаем историю железнодорожного вокзала Рыбинска.

Наконец-то началось восстановление здания железнодорожного вокзала. Есть повод вспомнить историю «ворот» Рыбинска.

Существующее здание вокзала уже второе. Первое построили в 1870 году по проекту столичного архитектора К.К. Рахау. Это был один из лучших мастеров петербургской эклектики, тонкий художник-строитель.

Карл Карлович Рахау родился в Санкт-Петербурге в 1830 году. Поступил учиться в Академию художеств. Окончив ее с золотой медалью, получил право на продолжение учебы за границей. Посетил Испанию, Францию, Италию. За участие в составлении проекта дворца Альгамбра в Гранаде был отмечен золотой медалью на Парижской выставке 1862 года.

Вернувшись в 1864 году в Санкт-Петербург, К.К.Рахау строил и перестраивал жилые дома в столице. Для наследника престола, будущего императора Александра III, переделывал интерьеры Аничкова дворца.
В 1870 году К.К. Рахау присвоили звание профессора архитектуры.

По его рисункам выполнили ограду Литейного моста и восстанавливали фонари Александровской колонны на Дворцовой площади.

Творение К.К. Рахау в Рыбинске пережило своего создателя на двадцать три года. В один из майских дней 1903 года в здании вокзала начался пожар. В этот вечер  в городе был сильный ветер, такой, что из-за поднявшихся облаков пыли за несколько метров не было видно ни домов, ни людей. К полуночи от деревянного здания вокзала площадью около 2000 квадратных метров и вместимостью до 500 пассажиров  остались одни головешки да торчащие трубы печей.

Сгорела в здании и икона, на украшение которой железнодорожное начальство требовало с рабочих и служащих делать пожертвования в день выдачи зарплаты.

Причина возгорания неизвестна. Но, думается, было то, что сегодня мы называем человеческим фактором. Порядка в России не было и столетие назад. Приведу только два примера, связанных с железной дорогой в Рыбинске.

В сентябре 1901 года поезд, прибывший из Петербурга на рыбинский вокзал, не смог затормозить и врезался в брустверы-упоры. Оказалось, что машинист выполнял распоряжение своего начальства: не допускал в воздухопроводах паровоза давления более пяти атмосфер. Это и стало причиной происшествия.

В одном из вагонов прибывшего поезда находился автор этого распоряжения, управляющий Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой. При ударе об опоры высокопоставленный чиновник вылетел из кресла и ударился головой о стенку купе.

В мае 1902 года поезд, прибывавший из Ярославля, вынужденно остановился перед Конной площадью, примыкавшей к железной дороге, недалеко от вокзала, где шла массовая драка. Часть дерущихся билась непосредственно на рельсах. Кондукторы попытались разнять драчунов. Тогда буяны набросились на них. Железнодорожников спасла прибывшая полиция.

Вместо сгоревшего вокзала построили временное деревянное здание, похожее на барак.

В 1904 – 1905 годах в Рыбинске отстроили новое кирпичное здание вокзала в стиле модерн по проекту инженера С.И. Минаша.

Сима Исаакович Минаш, по национальности караим, родился в 1877 году в городе Мелитополе. Учился в Мелитопольском реальном училище. Затем окончил с золотой медалью институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В актовом зале института, на мраморной доске, выгравировали его фамилию как одного из лучших выпускников.

С.И. Минаш разрабатывал проекты художественной отделки Царскосельского вокзала и перестройки Николаевского вокзала в Петербурге. Создал проекты многих жилых домов в столице и кинотеатра «Форум» на Васильевском острове. Одной из последних построек архитектора стал санаторий «Таласса» в Евпатории, разрушенный в Великую Отечественную войну.

Что и кого только не видел рыбинский вокзал! 16 мая 1909 года поездом из Ярославля в наш город прибыл епископ Рыбинский Евсевий. В этом не было бы ничего необычного, если бы не то, что Евсевий стал первым по времени епископом Рыбинским. Должность епископа Рыбинского Святейший Правительствующий Синод учредил 5 марта 1909 года.

На перроне вокзала Евсевия встречали рыбинский Городской голова К.И. Расторгуев, рыбинский полицмейстер И.И. Кожеловский, настоятель Спасо-Преображенского собора С. Богородский и староста собора, купец  К.П. Эльтеков. Привокзальная площадь была заполнена народом.

Газета «Ярославские епархиальные ведомости» написала:

«Рыбинцы выразили свою радость в том, что Рыбинск удостоился иметь епископа, и просили Владыку принять от граждан митру. Архипастырь, приняв митру, благодарил представителей общества за их расположение к себе». Митра была усеяна драгоценными камнями и жемчугом.

В сентябре 1914 года в Рыбинск прибыл первый эшелон с 420 ранеными на фронтах Первой мировой войны. Но это были не российские воины, а пленные австрийцы. Для них в городе выделили лучший госпиталь, размещенный во втором здании биржи (ныне главное здание Рыбинского музея-заповедника). От вокзала до госпиталя каждого раненого доставляли в отдельной конной повозке. Зла на противника  рыбинцы не держали.

В 1971 году на перроне рыбинского вокзала снимались некоторые эпизоды совместного фильма СССР и ГДР «Черные сухари». Режиссер Г.М. Раппопорт. Были задействованы известные актеры Ю. Каюров и  Н. Мерзликин.

Несколько слов о сценарии фильма: в 1918 году из России в Германию направили эшелон с хлебом для голодающих немецких рабочих. Эшелон сопровождали советская девушка Таня и бывший немецкий военнопленный Курт. Роль Тани играла Наталья Варлей, находившаяся на пике популярности после фильма «Кавказская пленница».

Во время съемок меня в Рыбинске не было. Но мой товарищ рассказал о забавном эпизоде. Подходит к перрону поезд, из вагона выходит старушка – в руках бидон с молоком. Вдруг ворвавшиеся на перрон анархисты отнимают бидон и начинают пить молоко. Актеры, исполнявшие роли анархистов, перепутали актрису, игравшую старушку, со  всамделишной бабушкой, приехавшей в город продать молоко от своей коровки. Бабушка кричит на весь перрон: «Ми-ли-ци-я!!!», а стоящий недалеко милиционер только хохочет.

Давно уже нет того перрона. Разобрали  в мае 1972 года – якобы не было средств на замену прохудившейся крыши.

    А.Б. Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме