Совсем недавно Рыбинск, да и практически вся Россия с нетерпением ожидали свежие новости об участниках экспедиции на снегоходах ОАО «Русская механика» по маршруту Салехард-Уэлен, и вот новая веха в истории рыбинского предприятия, новое подтверждение надежности и возможностей уникальной техники, выпускаемой здесь.
Счастливые люди
В течение полутора недель —
с 4 по 16 марта — команда из девяти человек, среди них генеральный директор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев и глава Рыбинска Юрий Ласточкин, прошла путь от Красноярска до маленького поселка Бахта, затерянного в Туруханском районе Красноярского края, и обратно. Непростой маршрут протяженностью почти в 2 тысячи километров по отшлифованному лесовозному зимнику и по скованному льдом Енисею. Почему в Бахту? Все просто, именно здесь обосновался человек, в хорошем смысле слова перевернувший представления многих о смысле жизни, — Михаил Тарковский. Биолог по образованию, романтик в душе, сегодня он пишет прозу и стихи о людях — простых, неиспорченных, живущих в равновесии с вековым укладом, — рыбаках и охотниках, сильных духом и чистых душой. Писатель умело списывает героев рассказов с реальных прототипов, тонко подмечает и отражает на страницах своих произведений красоту бескрайней тайги, пылающей красками летом и покрытой глубокими снегами зимой, своеобразный уют таежных охотничьих зимовий, величие батюшки Енисея — кормильца сотен и сотен людей.
Вышедший несколько лет назад 4-серийный фильм о нелегком труде и жизни земляков «Счастливые люди» глубже раскрыл в Михаиле талант документалиста. Фильм, наряду с признанием критиков, получил множество лестных отзывов от простых людей, а для компании «Русская механика» стал поводом для организации экспедиции в этот заснеженный край.
«Увидев суровую жизнь, тяжелый быт, мы решили испытать наши снегоходы и себя, конечно, в этих условиях. И, безусловно, очень хотелось лично познакомиться с этим удивительным человеком, сумевшим так просто, доходчиво и живо описать повседневные реалии обычных людей, которым выпала судьба жить в необычных условиях», — рассказал генеральный директор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев.
Нетепличные условия
Красноярск, Енисейск, поселки Новоназимово, Бор, Бахта — всего пять географических названий, но за ними целая история. За 10 дней экспедиция прошла 2 тысячи километров! В день приходилось покрывать в среднем по 300 километров. Иначе нельзя — расстояния в нашем понимании теряют здесь смысл, а населенные пункты расположены друг от друга очень далеко, поэтому приходилось поторапливаться, дабы не иметь сомнительного удовольствия ночевать на берегу Енисея или посреди тайги, таящей в себе неизвестность.
Первое, что двигало участниками экспедиции, — любопытство и стремление познать неведомый мир. «Мало кому из наших земляков довелось побывать на великой реке Енисее, о прелестях этого края мы знали только по рассказам того же Тарковского да по фильму «Счастливые люди». А хотелось увидеть все воочию, пообщаться с Михаилом, этим удивительным человеком, да и с героями фильма вживую. И, конечно же, проверить себя, оценить: а на что же способен каждый из нас», — продолжает Валерий Караваев.
Испытывать на прочность участников экспедиции природа начала практически сразу. Суточные перепады температуры были весьма внушительны — от нуля до минус 30 градусов, но если люди и техника переносили такие капризы стоически, то на состоянии зимника — лесовозной дороги, которую в зимний период специально прокладывают по слегка подмерзшему болоту и покрытым льдом рекам — это сказывалось не лучшим образом. его поверхность становилась как стекло — гладкой и скользкой. Дневное солнце подтапливает верхний слой, лесовозы шлифуют его колесами и в итоге покрытие ничуть не уступает льду хоккейной площадки. Снегоход весом в 300 килограммов с 600-килограммовым прицепом, груженным запасом топлива и снаряжением, на такой дороге требует от водителя напряжения всех физических и моральных сил.
Каждый новый этап пути преподносил новые сюрпризы. Если от Красноярска до Енисейска все было банально просто, обочина автотрассы либо прилегающая полоса отвода, то далее становилось все интересней и сложней. Этап Енисейск — Новоназимово заставил участников группы учиться управлять снегоходами по-новому, поскольку именно с него начался «каток» зимника, проложенного по исконно русской традиции «сто загибов на версту». Пришлось настроиться на жесткий контроль дистанции в колонне, осваивать способы торможения прицепа о жесткий снежный бруствер. Не обошлось и без казуса. На одном из извилистых участков произошло столкновение сразу трех машин с прицепами. К счастью, повреждений и травм удалось избежать. Но случай потребовал еще большей концентрации.
Следующий этап из Новоназимово до Бора стал для участников экспедиции еще более непростым испытанием, поскольку за один ходовой день требовалось пройти путь почти в 400 километров. Кстати, в возможность такого перехода до этого никто не верил. Члены экспедиционной группы не покидали снегоходы в течение 18 часов, за исключением кратковременных остановок на дозаправку и питание.
К скользкой поверхности зимника добавил проблем и особенный рельеф местности, большей частью напоминавший симбиоз кавказского серпантина и американских горок: крутые, часто затяжные спуски и подъемы, усложненные поворотами. Но рыбинские снегоходы «ТАЙГА Варяг 550» и «TAYGA Patrul 550 SWT» со всеми этими трудными задачами, подкинутыми капризной природой русского севера, справились безупречно.
Настоящей радостью для глаз путников стал красавец Енисей, очаровавший своими просторами и крутыми берегами, покрытыми величавой тайгой. Впечатляли и метровые торосы, напоминавшие противотанковые ежи, и огромные промоины — облака пара над черной гладью воды виднелись издалека, и нетронутая гладь кристаллизованного морозами снега, местами таящая под собой широкие ледовые разломы.
Сурова северная красота природы, но не менее поражает нрав и характер коренных жителей тех мест. Больше всего удивила их стойкость в ежедневной битве за существование. «В этой борьбе они находят особую прелесть, и, как сами утверждают, счастливы этим», — поделился наблюдениями Валерий Караваев, отметив, что люди здесь живут вдалеке от больших городов, от нормальных, в привычном для нас понимании, условий. Одни из немногих признаков цивилизации — дизельгенераторы, благодаря которым люди не остаются без света, а также снегоходы, дающие им мобильность и возможность перевозить различные грузы, от топлива до продуктов питания.
Основное занятие здесь — промысел соболя, а охота и рыбалка — больше для себя как средство добычи пищи для семьи. Лишнего никто у природы не берет, на прокорм хватает, и слава богу. Кстати, именно в этих суровых краях участникам экспедиции удалось попробовать самую вкусную рыбу — хариуса, одного из самых крупных представителей северных рек — тайменя, а также енисейского — налима, который кардинальным образом отличается от своего сородича, населяющего акваторию Рыбинского водохранилища.
Мужской подход
В поселке Бахта участников экспедиции встретил Михаил Тарковский, он весь светился искренней радостью. Как выяснилось, он ждал гостей с большим нетерпением и даже припас своеобразную интерпретацию традиционного хлеба-соли — удивительно вкусные пряники. «После радушного приема буквально через несколько минут общения мы перешли на «ты», — рассказал Валерий Караваев.
Оставаться в тени своих знаменитых родственников Михаил — внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссера Андрея Тарковского, — в свое время не захотел. Он сам создал себе имя. Сегодня оно широко известно не только в тех краях, где он однажды поселился, покинув суетную, но удобную в плане проживания Москву. К этому человеку едут люди со всех уголков страны, в том числе и за эмоциональной подпиткой. Это настоящий русский мужик, в нем чувствуется сила, самостоятельность, фундаментальность. В быту очень простой — живет в деревянном рубленом доме, построенном своими руками, — топит печь, колет дрова, носит воду из реки. При этом он обладает даром складывать слова в незатейливую событийную вязь, от простоты которой порой начинает щемить сердце.
Участники экспедиции прибыли к известному писателю не с пустыми руками. Михаил Тарковский получил в подарок снегоход «ТАЙГА Варяг 550». Буквально сразу же новая техника была испытана. «Мы договорились, что наше общение на этом не закончится. Михаил озвучил идею экспедиции на Алтай, совместного штурма на рыбинских квадроциклах горы высотой более 4 тысяч километров», — поделился планами Валерий Караваев.
«Варяг» — он
и на Енисее «Варяг»
По сложности путешествие в Бахту можно сравнить с экспедицией Салехард — Уэлен. «В том регионе, где мы были, наблюдается острейшая конкуренция техники. Снегоходы различных марок используются здесь каждый день. На них перевозят людей, ездят на работу, за покупками, отправляются на рыбалку, охоту, добывают пушнину, объезжают зимовки. неудивительно, что эта техника есть в каждой семье. Плюсы и минусы марок здесь знают назубок. Приятно, что больше всего здесь снегоходов нашего производства. В основном это, конечно, «Буран», но люди по достоинству оценили и более современные модели «ТАЙГИ»: «Варяг», «Патруль».
Генеральный директор ОАО «Русская механика» продолжил: «Я доволен тем, как повела себя наша техника в таких условиях. Мы постоянно работаем над улучшением ее качественных характеристик. Все пробеги, которые были — от Рыбинска до Салехарда, от Салехарда до Уэлена, — ставили задачу выявить недостатки, которые необходимо было устранить в кратчайшие сроки, что и было сделано. На сей раз машины прошли путь очень хорошо. К «ТАЙГА Варяг 550» не было никаких претензий. Недаром она бестселлер продаж. Она экономична, надежна и проста в обслуживании, к тому же стоит почти на 100 тысяч рублей дешевле аналогичных по характеристикам импортных моделей». Спрос на нее не ослабевает, и именно поэтому на будущий год мы планируем выпускать таких машин вдвое больше.
Договорились до Брежнева
Одним из самых запоминающихся эпизодов путешествия стала поездка в деревню Чулково, расположенную в 50 километрах от Бахты, самое настоящее поселение староверов. Условия жизни там еще более экзотичные, нежели в обычных таежных поселках. Члены общины живут очень обособленно. В поселке имеется своя школа, точнее, учитель, ведущий обучение только до четвертого класса. При этом, с точки зрения демографии, народонаселение нашей страны староверы повышают рекордными темпами — в каждой здешней семье растет от восьми до двенадцати детей. Как и обычные жители, староверы выживают за счет промыслов, рыбачат, охотятся, и не испытывают ни малейшего желания расширять связи с внешним миром. Они не участвуют в общественной жизни страны. Как выяснилось, даже на выборы не ходят. То ли вера не позволяет, то ли по принципиальным соображениям, ведь, по сути, эти люди сами за себя в ответе, от государства их благополучие никоим образом не зависит, поэтому они практически не интересуются политикой. Когда у одной женщины из общины спросили, кто сейчас управляет страной, та ответила: «Брежнев». Понимай, как хочешь — то ли всерьез сказала, то ли пошутила. Вот так и живут — не то что в душу, а даже в дом к себе пуская посторонних с крайней неохотой. А вот дети староверов встретили участников экспедиции с искренней радостью — наперебой засыпали вопросами, с удовольствием катались на снегоходах. Такие живые, открытые, розовощекие ребята!
Мелочи жизни
В некотором смысле слова все люди, проживающие в тех местах, где побывала экспедиция «Русской механики», кажутся странными. Так могут охарактеризовать их жители больших городов.
В быту они аскетичны, им не нужны десятки «важных» вещей для комфорта. При этом люди очень открытые, приветливые, у них светлые лица без тени недоверия, печали и жизненной усталости в глазах. «Мы пытались понять, что же заставляет их оставаться на насиженных местах, несмотря на все тяготы жизни», — присоединился к разговору руководитель экспедиционной группы, помощник коммерческого директора ОАО «Русская механика» по перспективным проектам Алексей Виноградов. «В одной из книг Михаила Тарковского есть такая фраза, с которой лично я склонен согласиться: «Там жизнь, в которой нет фальши и все настоящее». Это основной смысл бытия в суровых условиях, потому что по-другому нельзя. Если там, откуда мы вернулись, человек не сможет рассчитывать на то, что в любую минуту к нему придут на выручку, он просто погибнет. Осознание этого очень глубоко сидит в людях. Мы сами в этом могли удостовериться. Порой в пути приходилось останавливаться для того, чтобы заправить топливо. Местные, проезжая мимо, обязательно останавливались, интересовались, все ли у нас в порядке, и предлагали свою помощь. Эта безвозмездная поддержка может быть разной. Несколько лет назад при непосредственном участии Михаила Тарковского в поселке Бахта был построен храм, при бахтинской школе создан музей, который также стал духовным центром жизни поселка. Эта помощь бесценна, а люди, которые ее оказывают, — достойный пример для подражания.
Когда закончили маршрут и вернулись обратно в исходный пункт нашего путешествия, у всех на лицах была печаль и грусть от того, что все осталось позади, что, возможно, мы больше никогда не окажемся в тех краях, не поговорим с местными жителями, не прикоснемся хоть на чуток к суровому, но чистому счастью их бытия. Думаю, что все пережитое позволит нам в дальнейшем смотреть другими глазами на вещи, которые происходят в нашей обычной жизни, и понять, что здесь настоящее, а что надуманно и фальшиво».