Так назвали Анатолия Герасимова, бывшего директора машзавода, обычные люди — работники предприятия, жители микрорайона. С какой любовью и заботой он создавал комфортные условия в поселке, теперь становится легендой.
О твердых правилах жизни отца в год 90-летия со дня его рождения рассказывает дочь Ирина Гараева.
Семья — это святое
— Свое отношение к семье он привил и нам с братом, — начала с самого главного Ирина Анатольевна. — Мы жили очень дружно и сплоченно. И хотя отец мало времени проводил дома, да и с работы приходил с папкой и продолжал трудиться, мы всегда чувствовали его широкую спину.
Он был очень добрым и улыбчивым, но при этом требовательным. Мы должны были забыть о том, что мы — дети директора, и уметь все: и копать, и сажать, и выполнять все дела по дому. К нам предъявлялись самые высокие требования.
Выходные мы старались проводить вместе: всей семьей катались на лыжах в Доме Воровского, на коньках, летом — на даче. Папа вообще очень любил спорт — играл в волейбол, баскетбол, занимался гимнастикой, мама, по профессии — инструктор по плаванию, поддерживала его.
Здоровая конкуренция — залог общественного блага
— Мы жили в одном доме, в одном подъезде с Павлом Федоровичем Деруновым, директором 20 завода. И всю жизнь дружили семьями, даже дачи выстроили по соседству.
Два харизматичных директора знаковых для Рыбинска заводов соперничали во всем. Один задумал построить поликлинику или многоэтажку — второй не отстает и старается обогнать, сделать еще лучше! Эта добрая, человечная конкуренция проявлялась и в быту, в мелочах.
Кто сколько рыбы поймал — они смотрели друг на друга и сравнивали. Однажды мы решили разводить на даче кур, так через неделю Павел Федорович привез поросенка.
Соперничество Герасимова и Дерунова было на пользу всем людям вокруг, к тому же, помимо соревновательности, они еще и очень помогали друг другу.
Пример для всех
— Анатолий Алексеевич лично участвовал во всех субботниках в Волжском и обязательно брал с собой всю семью. Он был образцом для подражания — сам брал в руки лопату, грабли, сажал деревья.
За глаза его называли «батя» — поэт Сергей Смирнов посвятил ему стихотворение с таким названием. К нему мог запросто подойти на улице человек или рабочий на заводе и обратиться за помощью. И он помогал, брал на контроль, выполняется ли просьба, по-отечески давал совет.
В ответе за свой город
— Отец был тонкий дипломат, который силой убеждения, уважения добивался понимания и результата. Никогда он не шел напролом, «по трупам». «Каждый человек — это личность, достойная уважения, в нем нужно разглядеть положительные черты, — не уставал повторять отец. — Прислушивайся к тем, кто говорит, что ты не прав».
И в подтверждении своих слов он сумел заручиться поддержкой и в администрации города, и в области, и в министерстве. Получить деньги из Москвы на самом деле было не так просто, как сейчас некоторым кажется, их нужно было добиться.
Несколько раз ему предлагали занять пост замминистра, потом — министром в Москве. Но он всякий раз отказывался. «Я живу в Рыбинске и не могу предать свое детище, которое создавал столько лет», — говорил он о заводе и поселке Волжский.
С заботой о людях
— Будучи сильным производственником, он не меньшее внимание уделял обустройству быта людей. Он понимал, что человек — это не дополнительный «механизм» к станку, а личность. Ему было не все равно, куда рабочий придет после проходных.
Так на месте деревни вырастали многоэтажные дома. Жилья при нем строилось больше, чем сейчас в пятилетку. Молодые специалисты знали, что, придя на завод, они получат квартиру. Лучшие, самые современные в городе на тот момент больница, поликлиника, дворец культуры, школа №25, ПТУ №38, стадион с катком, бассейн, почта — весь район был отстроен с его участием.
Поселок так и звали «ФРГ» — Федеративная республика Герасимова. Куда бы он ни ездил в командировки, отовсюду привозил передовые идеи и внедрял их. Так в поселке появилась детская площадка с горками и шарами, каких в 70-х вообще еще никто не видел. уже в то время открыл детский сад с теплыми полами и оранжереей, где свежие овощи выращивались детям к столу.
Отец мечтал, чтобы Волжский превратился в город-сад. И прилагал к этому массу усилий, ни одного выходного не проходило, чтобы не сажались аллеи на набережной или деревья во дворах. И люди отвечали тем же — берегли свой поселок, здесь всегда была идеальная чистота.
О порядке
— Отец учил нас планировать и доводить до конца все свои дела, никогда не сдаваться. Это постоянно помогает мне в жизни. Он замечал и видел любой непорядок: упала ли урна, сломался ли забор, разбит ли светильник. Каждое утро, когда он проезжал по поселку, все службы ЖКХ были наготове — чистота должна быть идеальной!
Кристальная честность
— Ни одной копейки, ни одной досочки не увез он с завода. До сих пор хранятся папки с оплаченными счетами. Человек должен быть честен во всем — и в семье, и на работе, был твердо уверен он. Когда мы купили первую машину, экономия была жесточайшая. Он так и сказал: «Дочь, потерпи, новых платьев в ближайшее время покупать не будем». И ни одной лишней покупки действительно не совершалось. Кстати, дачу он построил практически своими руками. Сам обшивал досками, колотил веранду, делал полы.
Жажда жизни
— И нам, и многим другим людям, которые его знали, отец навсегда запомнится как борец, с сильным характером, желанием жить и создавать для людей. Даже уходя на пенсию, он строил планы, касающиеся перспектив развития поселка. Так он и запомнится: весь в надеждах, планах, с блеском в глазах. Никогда он не жаловался на здоровье, перенес четыре инсульта — и каждый раз поднимался вновь. В последнее время я старалась привозить его в родной поселок все реже. У него слезы текли при виде разбитых фонарей, грязных улиц, плохих дорог…
Сейчас мне все чаще вспоминается его фраза, которую он повторял нам с братом: «Каждый человек на своем месте, где бы он ни работал и чем бы ни занимался, может сделать доброе дело, оказать кому-то помощь. А что ты сделал для людей?» Это стало жизненным кредо и для нас.
Я двадцать лет посвятила развитию в Рыбинске въездного пароходного туризма, а брат, Юрий Герасимов, организовал производство, построил гостиницу «Юрла», теннисный корт…
Мы, как и наш отец, стремимся работать на благо Рыбинска.