2012 год рыбинское троллейбусное управление встретило в новом статусе акционерного общества и с новым хозяином — вологодской фирмой «Вологдаэнерготранс».
О том, что изменилось с переходом в частные руки, об открывшихся внутренних резервах и планах нашему корреспонденту рассказал директор предприятия Владимир Матросов.
— Владимир Александрович, какую задачу поставил перед вами новый собственник?
— Задача одна — работать более эффективно, чтобы к 2015 году увеличить объем пассажироперевозок на троллейбусах с 38 до 50%. Наш экологически чистый транспорт должен присутствовать в городе в не меньшем количестве, чем автобусный.
— Где нашли резервы для снижения издержек?
— Мы по-новому взглянули на многие технические, кадровые и организационные вопросы, переняли опыт вологжан. К примеру, повышение напряжения с 560 до 700 вольт, позволило уменьшить потери в контактной сети, добиться небольшой, но экономии. Мы выполнили требование собственника по оптимизации численности, сократив порядка 16 рабочих мест, но сохранив при этом весь линейный персонал предприятия.
Тщательному пересмотру подверглось расписание движения троллейбусов. Экономический анализ рейсов показал, что самыми доходными являются дневные поездки, а те, что совершаются после 21 часа, приносят одни убытки. Для сравнения: среднечасовая выручка днем составляет 50-55 рублей, вечером — всего 11. Мы направили в администрацию письмо с просьбой пересмотреть количество поздних рейсов. Нам было разрешено убрать часть убыточных рейсов в летнее время. Но хочется сразу успокоить жителей, это вовсе не означает, что троллейбусов в полночный час не будет, просто интервалы увеличатся.
С 1 апреля водители и кондукторы перешли на новый, более гибкий график работы. Раньше каждый кондуктор был закреплен за определенной машиной, теперь он работает с разными водителями. Такой плавающий график позволяет легче закрывать расписание, имея штат кондукторов на 8 человек меньше.
— Как коллектив воспринял смену собственника и новшества?
— Изменения коснулись графиков, расписания, времени отдыха — всего, к чему люди за годы работы привыкли. Некоторые откровенно восприняли перемены в штыки. Вопрос изменения графика работы кондукторов оказался особенно болезненным. Есть кондукторы, которые до сих пор пишут: верните нам наших водителей. Но к былому нет возврата. Хочу отметить, что в ПАТП № 1 давно существует такая система. Сейчас волнение спало, и настороженность преодолена.
Люди готовы и хотят работать. Это произошло во многом благодаря тому, что все время на предприятии регулярно и без задержек выплачивалась зарплата. Она не упала, а наоборот, выросла по сравнению с прошлым годом на 5%. В конце года ожидается еще одно повышение. Сегодня средняя зарплата составляет 15 тыс. 500 рублей. У водителей она в среднем 19 тысяч, есть среди них и те, кто зарабатывает по 30 тысяч рублей. Мы открыли группу для обучения водителей, скоро будем набирать еще. Люди идут охотно, желая связать с предприятием свое будущее.
— Доволен ли собственник тем, как управление отработало первый квартал?
— Наши финансово-экономические показатели и до покупки предприятия были намного выше, чем у вологжан, поскольку наше троллейбусное управление на рынке транспортных услуг занимает 38-40%, а «Вологдаэнерготранс» — всего 20%. Хочу отметить, что показатели в первом квартале этого года оказались лучше, чем в прошлом. Мы перевезли больше пассажиров, получили больше доходов и выполнили больше рейсов, несмотря на сокращение коллектива, на тариф, который не менялся с 2010 года. Факт: новые собственники подвигли нас работать лучше, мы закончили квартал с прибылью и смогли приобрести подвижной состав.
— Чем удалось пополнить парк техники?
— Пятью новыми современными низкопольными троллейбусами. Если раньше у нас было 67, то теперь 72 единицы техники. Кроме того, в конце прошлого года мы купили два троллейбуса и к концу этого года планируем приобрести в кредит еще три машины.
Новые троллейбусы работают по всем маршрутам и, без сомнения, украшают наш город. Кстати, Вологда нам их не подарила, мы сами взяли кредит на 36 млн. рублей под залог имущества, купили и теперь рассчитываемся по кредиту.
— А будет ли собственник вкладывать свои средства в развитие предприятия?
— Такого, что они придут и подарят нам троллейбусы — ребята, работайте — не будет. Дан приказ зарабатывать и обновляться. По каждой строчке бизнес-плана — жесточайший спрос. Надо признаться, что мы недостаточно эффективно работали все эти годы, не использовали свои возможности. К примеру, не закладывали свое имущество, чтобы взять кредит. Раньше мы не могли этого сделать без согласия администрации и Муниципального Совета, в новом статусе ОАО мы почувствовали себя более раскованно. По существу, приобретение и обновление парка техники с помощью кредитов — нормальный путь развития частного предприятия.
— В чем вы видите дополнительные источники доходов?
— К примеру, только пересмотрев расценки на рекламные услуги, мы на 30% увеличили доходы от размещения рекламы на бортах, а также кабеля на наших опорах. Если в прошлом году мы получили 4 млн. рублей за услуги, не связанные с перевозками, то в этом планируем получить 7 млн. рублей. Теперь мы регулярно отслеживаем рынок, не допуская, чтобы наши расценки были явно занижены.
Кроме того, у нас есть 9 тяговых подстанций — помещений, которые давно не используются — и земельные участки под ними. До сих пор мы просто платили налоги, ни рубля не получая взамен. Собственник поставил задачу: все, что не нужно, необходимо продать, сдать в аренду или использовать. Все должно работать, приносить прибыль, а не быть обременительным.
— Как быстро решаются с собственником хозяйственные вопросы?
— Все текущие вопросы, связанные с работой предприятия, управлением персоналом, техническим обслуживанием остались в моем ведении, собственник в них не вмешивается. А вот финансовые вопросы обсуждаются и согласовываются с Вологдой в обязательном порядке.
— А как изменились взаимоотношения с органами местного самоуправления?
— Процедура открытия и изменения маршрутов, расписания, тарифообразование остались в руках органов власти. Став частным предприятием, мы также обязаны согласовывать все эти вопросы. Месяц назад мы вместе с собственником подготовили городской администрации свои предложения.
«Вологдаэнерготранс» берет на себя обязательство без привлечения бюджетных средств довести к 2015 году число троллейбусов на линии до 78 штук. Для сравнения, сейчас на линию ежедневно выходят 56 машин. Кроме этого, они хотели бы за счет собственных средств смонтировать контактную сеть на улицах Софийской, Гагарина, Герцена (от ул. Свободы до ул. Пушкина) и пустить по ним троллейбусы.
Есть предложение запустить троллейбус по ул. Юбилейной в Мариевке, причем без монтажа контактной сети, а с применением машин с автономным ходом, которые тоже выпускаются вологодским предприятием. Они могли бы пройти от ул. Волочаевской до проспекта генерала Батова со снятыми токоприемниками, а потом снова встать под контактную сеть и ехать дальше.
— Есть ли в планах открытие новых маршрутов?
— У нас был маршрут № 2, и мы хотим его вернуть, но в несколько измененном «закольцованном» виде: ул. Расторгуева, пр. Революции, ул. Приборостроителей, пр. Ленина, ул. Пушкина, ж/д вокзал, ул. Плеханова, ул. Свободы, пр. Ленина, ул. 9 Мая, ул. Приборостроителей, ул. Расторгуева. На этот маршрут планируем вывести 5 машин. Также в планах возрождение маршрута № 7.
И еще мы по-прежнему просим поменять маршруты № 3 и № 5. «Пятерку» направить в Мариевку, а «тройку» — на ул. Куйбышева. Есть возможность в течение месяца воплотить планы в жизнь. У нас готовы и расписание, и машины. Вопрос сейчас на согласовании в городской администрации.