Пока рыбинские автомобилисты вовсю ругают рытвины и колдобины на дорогах, в других иностранных и уже даже российских городах, где эта проблема неактуальна, а дорожное полотно напоминает ровный стол, а не гладильную доску, их начинают… рисовать. А сотрудники ГАИ Волгограда пошли дальше — вместо «лежачих полицейских» появились рисунки в 3D-формате.
На самом деле искусственная неровность — никакое и не препятствие вовсе, так как просто нарисована красками на асфальте. Но эффект объемности изображения настолько сильный, что водители невольно притормаживают перед этим «бугром».
Все они находятся в «очагах аварийности», перед нерегулируемыми пешеходными переходами на оживленных трассах, где законодательство запрещает устанавливать настоящие искусственные неровности. Кстати, во многих городах Европы, Канады такая практика — искусственные неровности, нарисованные на дороге, — распространена повсеместно.
А начинается все искусство с подметания. Первым делом необходимо подмести площадку, освободив ее от песка и листьев. Делать это можно обычной обувной щеткой. Во всяком случае, так советует Филипп Козлов, 27-летний художник-мадоннари.
Мадоннари появились предположительно в XVI веке. В Италии во время праздников художники создавали на улицах рисунки на религиозные мотивы, в основном рисуя Мадонну с маленьким Иисусом на руках. Поэтому до сих пор в Италии их называют мадоннари. Художники, рисующие на асфальте, сегодня есть в разных странах, и они создают произведения на любые темы. Уличные рисунки в 3D (они выглядят объемными только с определенной точки) — новая форма этого искусства. В мире она тем не менее существует уже пару десятков лет, в России же фактически начала развиваться с 2008 года, когда Филипп Козлов сделал свой первый рисунок на асфальте — кубик Рубика.
— Волгоград стал первым городом в России, где появился иллюзорный «лежачий полицейский»?
— Я не слышал, чтобы у нас это было где-то еще. На Западе такая практика существует. В Германии используют линейную разметку, но линии рисуют ломаными, и создается впечатление холма. Пару раз я наталкивался в интернете на картинки с похожим зарубежным опытом. В Канаде на асфальте нарисовали маленькую девочку, которая выбежала за выкатившимся на проезжую часть мячиком. В Японии по «зебре» шли мультяшные герои…
Из ЖЖ Филиппа Козлова: «На весь процесс ушло около 7 часов и… 500 рублей, потраченных на краску и кисти… Результатом нашего совместного с ГИБДД эксперимента стало то, что многие водители действительно притормаживали перед фальшивой неровностью. Некоторые проезжали, по привычке не сбавляя скорости, как они это делают и на реальных буграх».
— Вы теперь будете рисовать искусственные неровности по всей России?
— Со мной уже связались из Пензы, но поскольку я не могу ездить по городам и заниматься такой рутинной работой, как рисование «лежачих полицейских», то предложил сделать единый макет, распечатывать его на пленке либо пластике, наклеивать на асфальт и периодически обновлять. Только нужно поэкспериментировать, какие материалы использовать. В Волгограде краска в тех местах, где чаще проезжают машины, стерлась. Хотя я знаю, что она выдерживает и дождь, и солнце. Я могу об этом судить по прошлогоднему рисунку яхты «Эсмеральдусик», на которой в Волгоград приплыл дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Я рисовал теми же красками, и рисунок благополучно пережил и лето, и осень, и зиму.
— Как много в мире профессиональных уличных художников?
— Если мы говорим о людях, которые рисуют 3D-иллюзии, то их немного. На каждую страну не больше пары десятков, а профессионалов — единицы. В России — три человека. Но сейчас интерес к этому виду искусства растет, появляется много молодых художников. Свою лепту вносят фестивали по всему миру.
— Бывают старые мадоннари? Или это искусство молодых?
— За границей те, кто создает трехмерные иллюзии, — люди взрослые. Это нашим художникам такой вид искусства кажется совершенно ненужным и непрофессиональным. В Петербурге этим летом пройдет первый крупный фестиваль уличных художников, включая звезд из Европы и США. Мне рассказывали, что, когда одна из организаторов фестиваля обратилась за поддержкой в институт имени Репина, ей там сказали, что нашей стране это не нужно.