Мнение 12 сентября 2012

Светлана Шувалова: «Рыбинский учитель не одинок»

В любой профессии к уровню компетенций специалистов предъявляются высокие требования, но
для педагогов особенно важно быть профессионалом. 13 сентября отметит свой 10-летний юбилей МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр», которое все эти годы оказывало помощь и содействие профессиональному росту рыбинских педагогов. Об истории и достижениях, востребованности услуг и перспективах развития методического сервиса Центра мы беседуем с его директором — Заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук Светланой Шуваловой

— Светлана Олеговна, чем было вызвано создание ИОЦ?

— Еще десять лет назад в городе существовали несколько разрозненных структур: методический кабинет при гороно, информационно-прокатный центр, хранивший кинофонд учебных фильмов, служба книгообеспечения. Четвертой — был центр повышения квалификации, созданный по договору между региональным Институтом повышения квалификации педагогов, РГАТУ им. Соловьева, техническим центром КАМИ и управлением образования,  обучавший педагогов информационным технологиям. Эти отдельные структуры были объединены нами в единую организацию — информационно-образовательный центр для педагогов.

В тот период мне как заведующей методическим кабинетом пришлось много поездить по стране, изучить опыт создания подобных центров в Санкт-Петербурге, Москве, Дмитрове, Ярославле, Рязани, Вологде, Твери… На основе собранной информации началась разработка нашей собственной модели.

Хочу отметить: мы не повторили ни одну из уже существовавших, а стали интеграцией, взяв лучшее. Скажем, мы нигде не видели такого структурного подразделения, как отдел «Мониторинга, образовательной статистики и аналитики». Создав его, мы сработали на опережение. Эти 10 лет подтвердили, что он жизненно необходим. Отдел «Инфотека» — тоже наше изобретение. Еще тогда мы поняли, что начинаются процессы информатизации образования, и включили их в свою модель.

— Какими были прошедшие годы?

— Мы много учили и учились, определенным образом росли: защищали кандидатские, аттестовывались. Сегодня 70% методистов имеют высшую квалификационную категорию. Мы провели большую работу в рамках двух экспериментальных площадок. С 2004 по 2006 год по заданию регионального Института повышения квалификации педагогов реализовывали идею дифференцированных методических услуг для педагогов. Вместе с московской Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования разрабатывали модель методического сервиса. С 2010 года мы являемся филиалом Федерального центра имени Л.В. Занкова, ведем экспериментальную деятельность с учителями начальной школы, работающими по программе «Школа-2100».

В 2010 году Центр занял первое место в региональном конкурсе инновационных моделей муниципальных методических служб. Как победители мы участвовали в российском конкурсе и из 68 служб, которые были представлены в основном областными центрами, вошли в десятку лучших. Для нас это очень высокая оценка.

В 2010 году мы стали дипломантами премии губернатора в области качества, что тоже говорит о многом.

— Для педагогов актуальнее, чем для кого-либо, ленинский лозунг «учиться»… Какова роль методической службы на современном этапе развития системы образования?

— Введение нового Федерального образовательного стандарта, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем, требующих скорейшего решения. Сегодня стандарт введен в начальной школе, затем он пойдет семимильными шагами в среднее звено, в старшую школу. Несомненно, что учителя испытывают определенные затруднения на этом переходном этапе. В такой ситуации наша методическая служба выступает в качестве источника информации, поддержки, сервиса.

Второе серьезное направление — информатизация учебного процесса. Сегодня информационные технологии стали жизненной необходимостью не только для учителей информатики, но и для предметников, педагогов дошкольных учреждений. Есть своя специфика при введении третьего часа по физкультуре, освоении здоровьесберегающих технологий. Новые стандарты предъявляются и к программе дошкольного образования.

Все эти моменты требуют внимания от системы повышения квалификации. Мы реагируем на перспективные запросы, которые идут со стороны федерации, региональной муниципальной системы образования, выраженные, в том числе, в городской целевой программе развития. У нас появилась целая серия новых направлений работы, программы поддержки конкретных образовательных учреждений. Мы сотрудничаем с административными командами и педагогическими коллективами школ, обеспечивая сопровождение «продвижения» учебного заведения в образовательном пространстве города, помощь в повышении квалификации кадров, поддержке инновационной деятельности.

Основная цель работы ИОЦ — создание условий для самореализации педагогов. Доступность нашего образования позволила педагогам не ждать когда пройдет пять лет, а ежегодно обращаться к услугам Центра, восполняя дефицит знаний и умений. За эти годы у нас выращено 17 тьюторов, которые проводят обучение по федеральным и региональным программам. Важно, что при этом педагог никуда не уезжает, учится без отрыва от работы. Значит, и рыбинский ученик от этого выигрывает. Ежегодно порядка тысячи педагогов обучаются у нас в рамках учебного плана. Более 1100 человек принимают участие в работе методических объединений учителей. Если говорить о количестве педагогических работников, которым оказываем услуги, то мы вышли на охват до 70-80% контингента. Нет ни одного учителя или воспитателя, кто хотя бы раз в год ни обратился к нам за помощью, ни воспользовался нашими услугами. Мы проводим мониторинг их качества и стараемся реагировать на тот заказ, который к нам поступает, и оценку со стороны наших клиентов.

— Сегодня меняются не только технологии, методы обучения и программы, меняется и сама личность учителя…

— Вы правы. Для того чтобы реализовать стандарт и осуществить модернизацию системы образования, необходимо, прежде всего, изменить позицию и мышление учителя. Сегодня его задача — не просто дать знания ученику, а содействовать его образованию и развитию. То есть найти подходы, создать такую среду, чтобы он искал знания, изменял и совершенствовал себя как личность. Педагогу теперь приходится не планировать, а проектировать педпроцесс, имея несколько вариантов проведения урока. А идея формирования инновационного поведения ученика сможет реализоваться только тогда, когда учитель вместе с ребенком будет искать выход в неопределенной ситуации, работать с проблемными задачами.

— 10-летний юбилей Центр встречает в новых стенах — школе № 12. Станет ли она площадкой для новых педагогических экспериментов?

— Благодаря администрации города мы летом переехали в реконструированную часть корпуса «Восток» школы № 12. Здесь созданы все условия, чтобы мы смогли обучать педагогов: аудитории для семинарских занятий, компьютерный класс, зал для видеоконференций… Все наши отделы разместились в просторных кабинетах, оснащенных новой мебелью. То, что мы теперь находимся в стенах школы, дает новые возможности, позволяет нам стать лабораторией педагогического мастерства. Чтобы можно было прийти не на открытый, а на рабочий урок, понять, что удалось, что из намеченного не получилось, как учитель мастерски вышел из нестандартной ситуации, что ему помогло. Для этого должна измениться позиция методистов и учителей школы № 12. Не хотелось бы создавать дополнительных трудностей для педагогов, но необходимо постепенно накапливать этот опыт сотрудничества, становиться площадкой практического опыта, взращивать педагогов-мастеров. Не моя истина: научиться плавать можно, только плавая.

— Какие новые формы работы необходимо осваивать специалистам Центра?

— В настоящее время большое внимание уделяется дистанционному образованию, дистанционным услугам. В век компьютеризации и информатизации образовательные учреждения получили возможность доступа к информации и образовательному сервису в сети Интернет. Новой формой работы для специалистов методической службы станет проведение семинаров в режиме on-line, вебинаров, электронных консультаций, дистанционного образования педагогических кадров. Так, с этого учебного года мы открываем новый сервис — «Открытый университет методической поддержки», реализуя эту услугу в электронном виде через наш сайт. Надеемся, что она будет востребована.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме