Слова «выставка-продажа» и «конфискат» действуют на некоторых граждан, словно красная тряпка на быка. Согласитесь, сложно пройти мимо зазывной вывески, рекламирующей разные нужные в быту товары, да еще и по выгодным ценам.
В нашем городе на всевозможных ярмарках продается преимущественно верхняя одежда, обувь, реже – мед и продукты пчеловодства, а также украшения из декоративного камня. А проводятся они, как правило, на базе домов культуры.
Казалось бы, в таких местах вопросов о культуре обслуживания покупателей, о культуре торговли возникать не должно, однако почему-то в последнее время участились случаи, когда у покупателей после посещения таких распродаж остается неприятный осадок на душе
Торговля инкогнито
Порой ярмарки становятся для покупателей своего рода terra incognita. И не удивительно.
«Значительная их часть организуется с нарушениями Закона о защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров, — рассказала начальник отдела по защите прав потребителей администрации Рыбинска Светлана Пушкина. — Продавец себя не идентифицирует. В большинстве случаев на таких ярмарках не найдешь объявления с указанием индивидуального предпринимателя или организации, являющихся владельцами реализуемого товара, юридического адреса или адреса регистрации, куда можно обратиться, если возникнут какие-либо нарекания на качество товара. Фактически до покупателя не доводится в полном объеме информация о товаре».
О том, к чему это может привести показывает пример из реальной жизни. Жительница Рыбинска (назовем ее Татьяной) приобрела на ярмарке осеннюю куртку. Дома родственники обновку не оценили, да и сама покупательница заметила, что вещь сидит не по фигуре, и решила возвратить ее. Однако на просьбу обменять куртку на другую или вернуть деньги за неподошедший товар продавец в грубой форме отказал ей, заявив, что владелец не даст на это согласия.
Татьяна обратилась за помощью в отдел по защите прав потребителей администрации г. Рыбинска. В процессе разбирательства выяснилось, что арендатором площадей, а следовательно, и продавцом куртки являлся предприниматель из города Крымска.
«Даже если покупатель подаст в суд и выиграет его, возникает вопрос – что он будет делать с исполнительным листом? Поедет в Крымск, чтобы вручить его тамошним судебным приставам?» — комментирует Светлана Михайловна.
А к кому обращаться, если продавец так и остался неизвестен? Куда идти с проблемой, если ярмарка проходит 2 дня, а право на обмен не подошедшего по размеру, расцветке, фасону непродовольственного товара может быть реализовано покупателем в течение 14 дней после покупки?
По закону, если вам попался откровенный брак, а тот, кто продал его так и остался инкогнито, можно обратиться с претензией к производителю товара (если информация о таковом имеется на бирке или в ином месте) – закон о защите прав потребителей это предусматривает. В таком случае, отправляясь на ярмарку, обратите внимание, снабжен ли товар, который вы решите приобрести оформленной по всем правилам этикеткой с непременным указанием названия фирмы-производителя, его адреса и других необходимых контактов. Если перед вами «голая» вещь, то, как бы она выгодно ни стоила, от покупки лучше отказаться.
Чаще всего подобная продукция без каких-либо опознавательных признаков продается на распродажах конфиската.
Откуда дровишки?
Без сомнения, конфискат является самым странным явлением во всей «передвижной-разъездной» торговле. Никто доподлинно не знает, откуда он берется, но многие, видимо, интуитивно считают, что это что-то эксклюзивное, прекрасного качества и по счастливой случайности продающееся за сущие копейки. Но ни шотландского виски, ни итальянских сапог, ни бриллиантов от ювелирных домов «Лалик» или «Булгари» на прилавках под зазывной вывеской вы не встретите. Одежда и обувь, которые здесь продаются, на первый взгляд ничуть не отличаются от тех образцов, что представлены на рынках и в стационарных магазинах средней руки.
Вызывает удивление еще один любопытный факт. Откуда берется столько конфиската? Его распродают у нас чуть ли не каждую неделю, а он все не убывает. Наверняка и в других городах такая же ситуация. Между тем разве товар, по той или иной причине конфискованный на границе, сиречь контрафактный, не должен уничтожаться? Об этом даже президент говорил недавно. «Во всем мире все, что конфисковано, уничтожают. Если мы не будем этого делать, то у нас все будет завалено китайским товаром!» — отметил он на недавнем Госсовете в Астрахани.
Даже если допустить, что товары, которые нам предлагают купить под видом конфиската, действительно являются таковыми, а не снабжены ярлыком ради простой заманухи, то как определить, насколько они безопасны для нас – рядовых потребителей. На границе «завернуть» товар могут и по вполне прозаической причине – потому что он не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
«Вполне вероятно, что значительная часть предпринимателей заявляют о том, что они продают конфискат в чисто рекламных целях. Но в таком случае они также нарушают закон, поскольку, делая такое заявление, они должны документально его подтвердить. Каждый покупатель имеет право спросить, что за вещи продаются под видом конфиската, на какой границе, на какой таможне они были изъяты и главное – по какой причине. Полагаю, что вряд ли у кого-то из ярмарочных продавцов такие бумаги найдутся», — резюмирует Пушкина.
Покупать или не покупать – решать потребителю. У всевозможных ярмарок и распродаж конфиската есть и один неоспоримый плюс – недорогая стоимость товаров, что для значительной части наших граждан может перевесить все имеющиеся минусы. Но в очередной раз отправляясь за покупками, вспомните поговорку о бесплатном (ну или почти бесплатном) сыре в мышеловке и постарайтесь в нее не попасть.