Темы 10 октября 2012

«Собранная в кулак энергия Рыбинска», или Как стать городом туристическим

Что значит туризм с точки зрения организатора? Бизнес, где основная цель — получение прибыли? Общественная нагрузка для бюджета, где бонусом становится популярность города? Саморегулируемый процесс, связанный с модными в туризме трендами?

Вот, например, экспозиционный комплекс «Советская эпоха», расположенный в Доме культуры поселка ГЭС. Что может предложить он заезжему туристу? Оказывается, немало. Собственно, это и есть самый популярный сегодня вариант музея, где экспонаты не спрятаны от посетителя за стеклами и шнурами, а представленные в стенах экспозиции становятся реалити-шоу, участником которого может стать зритель.

Коммунальная квартира, собирательный образ ее обитателя — Люська в бигуди, нераспечатанная бутылка «Советского шампанского», тридцать лет хранившаяся в кладовке запасливого рыбинца, старые игрушки, книги, значки, вымпелы, типичный кабинет советского руководителя, где снимался телесериал «Легавый».

Все это образец музея, созданного практически из одной идеи, без наличия художественно-ценных экспонатов и образцов культуры мирового значения. Но именно такие уголки переносят нас в прошлое и заставляют с умилением рассматривать давно забытые вещи, бережно хранящие дух советского времени.

Идея, но не идеология, которую продвигают в массы. Экспозиция, но не музей в чистом виде. Атрибут, но не экспонат, охраняемый государством. Экскурсия в советское время предшествовала очередному заседанию Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при главе Рыбинска, посвященного проблемам туризма.

Туристской деятельностью в городе занимаются 17 организаций, в том числе 4 туроператора, рассказала собравшимся начальник сектора туризма и международных связей управления культуры Раиса Смирнова. Гостям Рыбинска и Рыбинского района предлагается 30 экскурсионных маршрутов. Одновременно рыбинские гостиницы могут принять 615 посетителей, а туристский поток составляет 120 тысяч человек в год.

За этими цифрами стоит работа. Они поддаются анализу, и из них делают выводы. Например, такой: Рыбинск находится на шестом месте среди городов Ярославской области по ежегодному туристскому потоку. Этот результат Раису Смирнову, как и представителей городского туристского бизнеса, не устраивает. Но Рыбинск — не древние Ростов и Углич с их архитектурой, которая независимо от состояния монастырских стен будет привлекать туристов одним своим существованием. И не маленький Мышкин, где только туризмом можно обеспечить работой половину жителей района, вторая в это время будет изготавливать мышкинские сувениры и продавать их все тем же туристам.

Осознав недостаток традиционного туристского потенциала и невозможность компенсировать туризмом потери местной промышленности, Рыбинск, тем не менее, привлекает гостей. Событийный туризм — вот что специалисты в туризме считают наиболее перспективным направлением. Этапы Кубка мира по лыжным гонкам, Дёминский лыжный марафон, кольцевые гонки на снегоходах, праздники «Шоу Дедов Морозов», «Проводы русской зимы», День города, День купца, Всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Славься, Отечество!», фестивали «Мир моды и фантазии», «Мир вкуса» и многие другие.

Эти события заставляют приезжать людей в Рыбинск. Где, помимо мероприятий, есть один из лучших провинциальных музеев — Рыбинский музей-заповедник, уникальный музей Мологского края, мемориальный Дом-музей академика Ухтомского, недавно открытые экспозиционный комплекс «Советская эпоха» и частный музей «Нобели и нобелевское движение».

Кроме этого, в Рыбинске реализуются инвестиционные проекты, которые со временем могут стать объектами туристского внимания. Это памятник археологии XI-XVI веков Усть-Шексна, мультимедийный образовательный центр «Киносити», строящиеся гостиница «Акварель», торгово-развлекательный комплекс «Сириус» с гостиницей на 100 мест.

В 2012 году городская программа «Развитие туристской привлекательности Рыбинска» предусматривает финансирование в размере полутора миллионов рублей из городского бюджета и чуть больше полумиллиона — из областного. В то же время городская культура мечтает о сорока-пятидесяти миллионах. Именно такая сумма могла бы сделать Рыбинск поистине привлекательным для туристов. Это значит — отреставрировать памятники культурного наследия, помочь музеям, открыть новые объекты туристского внимания, создать современную инфраструктуру и разрекламировать Рыбинск. В каждом из этих направлений работа ведется. Но, по признанию Раисы Смирновой, она недостаточна.

В этом с чиновниками солидарны и представители туристского бизнеса. Многие из них занимаются развитием въездного туризма десяток лет. Да, Рыбинск интересен приезжим, да, здесь есть что посмотреть и чем похвастаться перед гостями. Но низкий уровень транспортного обслуживания, недостаточно развитый гостиничный сервис создают проблемы.

И, конечно, реставрация памятников — вот что волнует каждого, кто имеет отношение к туризму. Здесь дело пусть и не желаемыми темпами, но движется. Гордостью Рыбинска стала воссозданная Никольская часовня. Частные инвестиции позволяют реконструировать купеческие особняки. Предполагается постепенная реставрация памятника культурного наследия федерального значения — Мучного двора.

Но любое, даже творческое дело движется быстрее, если его систематизировать. Сегодня администрация Рыбинска занята созданием визуального плана города, на котором любой желающий смог бы увидеть и объекты туристского интереса, и возможности местного транспорта, и наличие гостиниц.

«Собранная в кулак энергия Рыбинска» — так называет художник Александр Жданов проект, над которым работает.

Эта идея поможет решить основную туристскую проблему Рыбинска, которую председатель Координационного совета Александр Шилов называет пазлом, который нужно собрать. Каждый работает в своем направлении, пересекаясь с другими лишь по необходимости. Эта разобщенность, по мнению председателя, и является главным препятствие развития туризма в городе.

«Многих проблем удалось бы избежать, будь в Рыбинске информационная площадка для обмена мнениями и получения оперативных данных о времени работы музеев, наличии свободных мест в гостиницах, открытии новых объектов, предстоящих спортивных, культурных событиях», — говорит Шилов.

Для того чтобы восполнить пробел, Координационный совет принял решение создать постоянно действующую рабочую группу по проблемам туризма и содействовать в создании общественной организации, которая объединит малые и средние предприятия, работающие в сфере туризма.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме