Темы 24 октября 2012 22:29

Рыбинский вокзал будет не хуже Царскосельского

Здание Витебского (бывшего Царскосельского) вокзала считается одним из красивейших в Санкт-Петербурге. Ценителей особенно вдохновляет художественная отделка его интерьеров. Их автор Сима Минаш разработал и проект Рыбинского железнодорожного вокзала.

«После реставрации наш будет не хуже Витебского», — считает Наталья Гончарова, ведущий архитектор проекта, под руководством которого ведется реставрация здания вокзала.

Знакомьтесь: Наталья Гончарова

Архитектор-реставратор Наталья Гончарова изрядно «наследила» в городе. По ее проектам и под непосредственным руководством в Рыбинске проводилась реставрация Спасо-Преображенского собора и Казанской церкви, Лоцманской биржи, комплекса построек библиотеки им. Энгельса, фасадов Красного гостиного двора, глав Сретенской церкви (их храм «потерял», когда служил спортивным залом воинской части) и часовни Мологского монастыря, в которой разместился музей Мологи.

Среди последних работ реставратора — Никольская часовня, дом бывшего рыбинского головы Константина Расторгуева (ул. Крестовая, 80) и главный дом усадьбы Головкиных (ул. Крестовая, 81). Это уникальное деревянное строение, истинное украшение Рыбинска, несколько лет назад сгорело, и Наталья Николаевна, выполняя реконструкцию его фасадов, использовала все сохранившиеся «родные» элементы здания, например, кованые решетки, литье в декоре галереи, деревянные наличники, воссозданные по обмерам.

При реставрации железнодорожного вокзала она ставит такую же задачу — максимально сохранить то, что более ста лет назад было придумано и воплощено великим Минашем.

Зондаж — это УЗИ для реставратора

Чтобы «открыть» эту красоту, нужно проделать большую работу, ведь многие элементы декора погибли в период, когда здание не эксплуатировалось, или были изуродованы в результате неквалифицированных ремонтов советского периода. Например, Наталье Гончаровой пришлось заняться зондированием, чтобы узнать, в какой цвет изначально было покрашено здание вокзала. Она постепенно, слой за слоем, очень осторожно счищала скальпелем все поздние наслоения красок, а потом по колерным книжкам находила соответствующие современным оттенки.

В результате южный фасад вокзала (тот, что со стороны перрона) уже приобрел мягкий и теплый оттенок белого цвета, а все декоративные элементы стали горчичными. Наталья Гончарова говорит, что очень рада цветовому решению вокзала, после покраски здание будто заиграло. А скоро свой первоначальный цвет обретут и три других фасада.

В здании уже закончен ремонт кровли и фундаментов, параллельно с покраской рабочие ведут работы по восстановлению декоративных элементов — парапетного ограждения крыши, его столбиков с вертикальными лучами, кронштейнов, карнизов и накладных филенок фасадов. Некоторые из лепных украшений сохранились. Однако большую их часть за сто лет истории вокзала неоднократно замазывали цементными растворами, из-за чего формы размылись, как говорит архитектор, стали аморфными.

Часто встречается такая картина: сверху декоративный элемент, выполненный по рисунку Симы Минаша, покрывает штукатурно-цементная корка поздних наслоений, а чуть ее тронешь — гипс внутри рассыпается. В таком виде лепнину сохранять нельзя, поэтому многие элементы декоративных украшений — круглые «солнца», гирлянды лавровых листов на декоративных панелях — приходится восстанавливать, копируя уцелевшие детали.

И опять на помощь приходит зондаж. Ведь именно с помощью этой технологии Наталья Гончарова определила габариты вертикальных лучей на столбиках парапетного ограждения над залом ожидания и бывшим рестораном, о существовании которых она узнала по фотографии.

Находки и утраты

Мы проходим в бывшее помещение ресторана, где после реставрации разместятся службы автовокзала. В интерьере утрат не меньше, чем на фасаде. От сырости особенно пострадала северная стена, с которой осыпались многие декоративные элементы.

Но и здесь Наталья Николаевна с гордостью и любовью демонстрирует детали, сохранившиеся с времен Минаша. Это деревянный портал, который раньше украшал стену за стойкой ресторанного буфета. Деревянные декоративные панели, закрывавшие вентиляционные шахты. На стенах между окнами частично сохранилась керамическая глазурованная плитка. В процессе ее реставрации утраты, как и фрагменты лепного декоративного фриза над окнами, будут восстановлены.

Мы идем дальше и проходим в коридор, который ведет в вестибюльный зал (раньше в нем были кассы и стол справок). Здесь сохранилась плиточная мозаика пола. Ею архитектор особенно дорожит и заставляет строителей закрывать мозаику картоном:

— Каждый раз прихожу и ругаюсь: неужели так сложно ходить, поднимая ноги, и не сбивать картон. Кто их двигает — не знаю.

Но вообще-то строителями она довольна, с гордостью говорит, что на реставрацию Рыбинского железнодорожного вокзала собрали лучших специалистов области.

… Ой, что это? Эту ажурную винтовую лесенку мы, кажется, помним еще с детства.

Да, подтверждает архитектор-реставратор: обе чугунного литья лестницы, ведущие на второй этаж, уцелели практически без утрат. Их расчистили, а позже покрасят.

В вестибюльном зале Наталья Николаевна демонстрирует расчищенные деревянные порталы и плитку на стенах. При виде темно-бирюзовой плитки с изображением лотосов вспоминаются мороженое из сирени и стиль модерн. Наталья Гончарова соглашается:

— Да. Но скорее вокзал построен в стиле раннего модерна с элементами классицизма.

Самые большие потери в здании вокзала — в зале ожидания. Здесь даже местами пол провалился, но на торцевых стенах сохранились деревянные панели, по элементам рабочие восстановили карниз потолка. А по обнаруженным кусочкам метлахской плитки с большим трудом удалось найти похожие современные образцы, ими и выложат пол.

Несмотря на утраты и на большие объемы работ, которые были выполнены и которые еще предстоит проделать, Наталья Гончарова уверяет, что в результате реставрации вокзал приобретет вид начала ХХ века.

— В интерьерах Витебского вокзала в Санкт-Петербурге Сима Минаш использовал и живопись, и мозаику. В Рыбинском вокзале этого нет, но он ничуть не хуже, — с гордостью добавляет архитектор-реставратор.

Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме