Темы 20 февраля 2013

В Рыбинске закрываются ИП

Из-за увеличения страховых взносов для бизнесменов

С начала 2013 года страховые взносы в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей увеличены в два раза ­ до 35000 рублей. По мнению экспертов, это ставит малый бизнес, особенно начинающих предпринимателей, в условия выживаемости и может быть фатальным для ИП и экономики в целом.

Конечно, закон приняли не от хорошей жизни. В условиях, когда дефицит Пенсионного фонда России составляет 6%, государство исходило из того, что отчисления «ипэшников» очень скудны, а пенсию им потом надо будет платить не ниже прожиточного минимума. С той же целью увеличили страховые взносы для работников вредных специальностей, имеющих право на досрочную пенсию. Все эти меры должны уменьшить триллионный дефицит ПФР на 40 млрд. рублей.

Но результатов, похоже, добились противоположных. Вместо того чтобы увеличивать поступления в Пенсионный фонд, представители самого малого бизнеса начали сворачивать свою деятельность. Судя по информации в СМИ, в разных городах только за две рабочие недели января число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось на 10%.

Не миновала чаша сия и наш город. По словам пресс-­секретаря налоговой инспекции Ирины Бутырской, количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Рыбинске, в течение последних лет является постоянным и составляет порядка шести тысяч человек. При этом каждый год число вновь зарегистрированных и ликвидируемых ИП составляет 10% от этого количества. В то же время в декабре 2012 ­ январе 2013 года заявили о ликвидации 400 представителей микробизнеса, в то время как в тот же период прошлого года их стало меньше на 200 человек.

Наталья (фамилию не указываем по ее просьбе) ­ одна из этих четырех сотен. Совсем недавно она считалась начинающим бизнесменом: год назад взяла в аренду небольшой закуток в одном из рыбинских салонов, который оказывает услуги парикмахеров, маникюрш и солярия, и зарегистрировала предпринимательскую деятельность. Работала парикмахером. Говорит: почти все, что заработала в течение года, ушло на оплату налогов, аренды и материалов.

Конечно, что­-то оставалось и на жизнь, но в основном молодая семья с маленьким ребенком жила на заработки мужа. Чистая прибыль за год у Натальи составила 10­12 тысяч рублей. Страховые взносы в ПФР увеличились в 2 раза ­ заплатить их денег не хватит. Придется, говорит Наталья,  встать на биржу и работать дома, благо, за год появился небольшой круг постоянных клиентов.

Среди предпринимателей Рыбинска царят упаднические настроения, тем более что, по слухам, в будущем году платежи в Пенсионный фонд для них вырастут до 54 тысяч рублей.

­ Нам постоянно говорят, что государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, принимаются программы по поддержке начинающих предпринимателей. Но в действительности на открытие дела по программе Центра занятости дают 50 тысяч рублей, и 35 тысяч из них человеку тут же надо отдать. «Раскрутиться», набрать обороты не на что, ­ говорят они.

Чтобы сохранить бизнес, они вынуждены либо поднимать стоимость товаров и услуг, либо уходить «в тень». Увеличивать цены, однако, некуда: в Рыбинске они при несопоставимых доходах населения и так уже выше, чем в Европе.

Во всех цивилизованных странах малый бизнес ­ основа экономики и рассматривается как основная форма самозанятости. Предприниматели ни у кого ничего не просят, единственное, чего они хотят, чтобы им не мешали, дали спокойно работать и пореже меняли правила игры. Они зарабатывают сами, содержат семьи и являются фактором, сдерживающим цены на товары, продукты, услуги.

По словам начальника отдела промышленности и предпринимательства  управления экономического развития и инвестиций Елены Новиковой, увеличение страховых взносов в первую очередь ударит по начинающим предпринимателям и представителям микробизнеса, но сократить затраты они могут за счет вычетов по единому налогу на вмененный доход:

­ Для крупных предпринимателей, чей бизнес давно построен и успешно развивается, рост суммы страховых взносов в общей массе годовых затрат будет незначителен. А для многих начинающих предпринимателей и действующих предпринимателей микробизнеса, безусловно, это будет воспринято как негативный фактор, препятствующий их развитию. Необходимо отметить, что увеличение страховых взносов, соответственно, приведет и к увеличению вычетов по ЕНВД, то есть может быть компенсировано снижением налоговой нагрузки.

Насколько в целом увеличится суммарная нагрузка по страховым взносам и ЕНВД для каждого индивидуального предпринимателя ­ зависит от параметров его бизнеса. Министерство финансов дает разъяснения по применению норм, регулирующих расчет ЕНВД и других налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов  в зависимости от суммы уплаченных страховых взносов. Конечно, каждый предприниматель уже сделал расчеты, как повлияет рост страховых взносов на финансовые результаты его деятельности.

А каким образом изменится ситуация в целом по городу ­ об этом первые выводы можно будет сделать, например, по результатам сдачи предпринимателями отчетности по ЕНВД за первый квартал 2013 года.

Если Елена Новикова делает выводы весьма осторожно, то мнение к.э.н. Валерия Петровского, генерального директора НП «Рыбинский центр деловой активности», однозначно:

­ Думаю, эти меры очень отрицательно скажутся на развитии предпринимательства. Для бизнеса рост страховых взносов ­ значительный сдерживающий фактор, который даст толчок к развитию теневой экономики. По данным налоговой службы России, в стране 89 тысяч индивидуальных предпринимателей. Их число, вероятно, сократится.

Увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд ударит не только по тем, кто только входит в бизнес и самостоятельно проработал совсем недолго, но и по людям, у которых предпринимательство является дополнительным видом деятельности. Например, когда человек работает на предприятии, а по вечерам и в выходные ремонтирует машины. При этом он оформил предпринимательскую деятельность, платит налоги.

За год такой предприниматель зарабатывает примерно 100 тысяч рублей, из них он должен заплатить налоги и аренду, приобрести материалы. Если он заплатит 35 тысяч рублей в ПФР, то у него ничего не останется. Какой интерес заниматься таким бизнесом?

Но есть и еще одно мнение, которое заключается в том, что  этими мерами государство пытается подтолкнуть «ипэшников» переходить на другой, более высокий уровень самоорганизации  ­ объединяться и создавать общества с ограниченной ответственностью. «Хватит ходить в коротких штанишках», ­ может быть, говорит государство.

Хотелось бы верить. Но, учитывая, что в последние годы по малому бизнесу нанесли несколько целенаправленных ударов (два года назад им запретили торговать алкоголем, а с этого года забрали основную статью дохода ­ пиво и сигареты, а также вместо «упрощенки» заставляют вести полноценную бухгалтерию), то верится в это с трудом.

Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме