Без машины многие наши современники чувствуют себя птицами с подрезанными крыльями — никакой свободы передвижения. А как же хорошо со своей «ласточкой»! Можно и попутешествовать, и множество насущных дел решить, и бизнесом при случае заняться. Но как ее купить в условиях дефицита средств?
Несмотря на то, что автомобиль у нас в последнее время не роскошь, а средство передвижения, купить его — это совсем не то, что сходить в булочную за хлебом. Большинству приходится либо долго и упорно копить на вожделенную модель, либо же брать кредит. Специалисты упорно склоняют всех желающих стать автовладельцами в пользу автокредита, мотивируя такую позицию очень просто: с учетом роста инфляции накопить на выбранный автомобиль самостоятельно становится делом трудным, а порой и невозможным. По-видимому, граждане это и сами давно уже поняли, поэтому в течение последних лет наблюдается бум автокредитования.
В нынешнем году ставки по таким кредитам чуть-чуть поползли вверх, но и это остановило далеко не всех решившихся обзавестись собственным авто. Однако растущие процентные ставки — лишь малая доля тех проблем, которые могут подстерегать будущего автовладельца. Несмотря на то, что о подводных камнях банковских услуг, в том числе и автокредитования, говорилось не раз, и все знают главную для каждого заемщика заповедь — внимательно читать договор, на практике все оказывается не так просто. Например, рыбинцы несколько раз оказывались в ситуациях, когда в автосалонах во время подписания кредитного договора их буквально брали измором.
Поиск самого экономного варианта порой приводит к тому, что граждане находят его далеко от дома. Заманчивые комплектация и кредитная ставка заставляют отправляться в Москву или Санкт-Петербург. Так рассуждал и житель нашего города Николай Т., отправившись за покупкой в Первопрестольную.
«Из столицы домой поеду уже на своем авто», — радостно думал он.
В автосалон на Новоясеневском проспекте наш земляк вошел в разгаре рабочего дня. Его мечта — новая Лада 21214 — уже поджидала своего потенциального владельца. Дело оставалось за малым — оформить сделку. Менеджер салона рассказал все, что касалось стоимости авто, а также поведал о льготных условиях. С учетом скидки стоимость машины составила 330 тысяч рублей.
В качестве залога мужчина заплатил 100 тысяч наличными в кассу салона. До определенного момента все шло обычным порядком, но на стадии оформления автокредита началось непонятное.
«Менеджер пояснил, что для оформления и передачи документов мне придется подождать примерно часа три. Но документы оформлялись более 7 часов. Только в полдвенадцатого ночи (!) меня позвали их подписывать. Я был в измотанном состоянии, так как все это время мне пришлось находиться в автосалоне. При подписании договора в помещении находились шестеро мужчин, которые меня постоянно торопили, и в конце концов предупредили, что если я не подпишу документ, то вовсе не уеду из автосалона. Пришлось подписывать документы, практически не читая», — рассказал мужчина.
«На что я себя обрек?» — размышлял Николай после того, как его все-таки выпустили из автосалона.
В том, что проблем у него прибавилось, он не сомневался — ни одна уважающая себя контора не будет применять в работе с клиентами такие методы, такого рода давление — удел нечистых на руку дельцов.
Первоначально в этом деле разбирались специалисты отдела по защите прав потребителей администрации города — сюда первым делом обратился Николай после возвращения домой.
Спорных моментов здесь всплыло немало. Во-первых, цена автомобиля оказалась намного выше. Согласно договору купли-продажи, заключенному между покупателем и продавцом ООО «М-Авто», действовавшим по агентскому договору, она составила 450 тысяч рублей, то есть в полтора раза больше той, что была названа первоначально. В документах были и разночтения с маркой автомобиля, если в договоре фигурировала LADA 21214, то в квитанции на оплату залога на автомобиль номер был иным — 21213.
Покупателю должны были передать два экземпляра подписанных между ним и банком договоров (на кредит и на залог), но он получил только анкету с условиями получения кредита, расчет его полной стоимости и график погашения платежей.
В довершение всего выяснилось, что автомобиль, который продали Николаю, далеко не новый. В гарантийном талоне стояла отметка о том, что производитель — ООО «АВТОВАЗ» — чуть более года назад продал машину некой фирме, которая затем перепродала ее частному лицу. Примечательно, что в техническом паспорте на авто никаких отметок на сей счет не было. Налицо нарушение одной из основных статей закона «О защите прав потребителей», согласно которой покупатель имеет право на полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре.
«До заключения договора потребительского кредита кредитор обременен обязанностью предоставить достоверную и полную информацию потенциальному заемщику-потребителю, необходимую для заключения договора потребительского кредита, а именно: об условиях предоставления, использования и возврата кредита, о полной стоимости кредита, из чего она состоит, о штрафных санкциях. Для потребителя это считается существенной информацией, так как она влияет на сумму конечных расходов.
Применительно к потребительскому кредитованию обязанность предоставления полной и достоверной информации о кредиторе закреплена в п.2 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей», согласно которому, если вид деятельности исполнителя подлежит лицензированию, то до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере и сроке действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем такую лицензию. В данном случае такая информация не была предоставлена банком клиенту.
Основной момент в том, что из-за отсутствия кредитного договора покупатель не имел возможности получить информацию о сумме взятого кредита. В документах фигурирует непонятно откуда взявшаяся цифра 516 тысяч 953 рубля. При этом согласно договору купли-продажи машина стоит 450 тысяч рублей, что тоже сомнительно, если учесть тот простой факт, что согласно письму-извещению о принятии автомобиля в залог стоимость предмета залога намного меньше — всего 315 тысяч», — отметила главный специалист отдела по защите прав потребителей Ольга Пугачева.
Сейчас Николай судится с автомобильным салоном и банком, с которым заключил кредитный договор. С обоих он решил потребовать не только возвращения уплаченных им ранее денег за автомобиль, который оказался подержанным, но и немалый моральный ущерб. Трудно сказать, на чью сторону встанет суд, ведь считается, что документы мужчина подписывал, четко представляя, на какие условия соглашается.
Что посоветовать, чтобы не попасть в подобную ситуацию? Скорее всего нужно привыкать к тому, что в автосалоны, как в глухой лес, нельзя ходить в одиночку. Если вас задерживают с оформлением бумаг дольше чем работает салон — уходите, в любом случае ничто не мешает вам вернуться сюда на следующий день, оценив на свежую голову все за и против.