Темы 11 декабря 2013 12:10

В Рыбинске прошли епархиальные рождественские чтения

Их приурочили к 700-летию Сергия Радонежского

По большому счету, чтения стали серьезным, искренним, заинтересованным разговором об истинном образовании — и ребенка, и учителя, миссия которого — любовь, свобода и творческое служение… Ключевым словом на чтениях было соработничество общества и православной церкви в воспитании личности.

Начало серии рождественских чтений положил Ярославль, а спустя неделю образовательный форум собрался в Рыбинске.

Тон дискуссии задало приветствие митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона:

— Любое образование и воспитание дается на базе какого-то мировоззрения. Другими словами, всякое образование ивоспитание находится в зависимости от понимания мира и человека и конечной цели бытия. Поэтому хотелось бы, чтобы наше образование стремилось быть образованием личности, а не интеллекта, давало бы не сумму знаний, а учило бы разбираться в ценностных категориях, готовило бы человека не к чисто практической жизни, основанной на потреблении благ и умножении всевозможных способов их увеличения, а воспитывало бы человека с большой буквы, личность, которая бы знала, в чем правда, истина и жизнь.

DSC_1588_________
Обращаясь  к участникам слушаний, и.о. главы города Рыбинска Леонид Можейко  сказал: «Сегодня, в наше трудное, противоречивое время, как никогда роль нравственного начала  представляется важной для успешного строительства счастливого будущего, для создания условий для лучшей жизни. Каждый день мы ходим на работу, чтобы создавать блага материального мира. Хотим быть успешными, состоятельными, но очень часто обнаруживаем, что наши стремления преходящи, или терпим неудачи в своих усилиях. На самом деле наиболее серьезный фундамент — это сильное духовно­-нравственное состояние человека. И эти слушания, ориентированные на получение дополнительной информации, обмена мнениями относительно русской идентичности, играют  в этом очень высокую роль. Российская история в целом и российского православия в частности имеет много примеров служения вере, государству, ближнему, примеров высокой самоотдачи. Именно моральные истины должны  быть основой парадигмы успешного движения вперед».

Модератор чтений епископ Рыбинский Вениамин подчеркивает: «Наша цель — показать возможности, которые общество и церковь имеют в своем распоряжении для решения стоящих перед нами проблем. Современное информационное пространство заполнено всевозможными идеями, философскими концепциями, в основании которых лежат далеко не нравственные начала. Наши современники воспитываются средствами массовой информации больше, чем добрым человеческим примером. И совершенно забывают о том, что корни их предков, их мировоззрения основаны на православных ценностях. Сейчас педагогическое и культурное сообщество делает своеобразный выбор: либо мириться с той ситуацией, которая сложилась, и плыть по течению, либо сопротивляться. Ребенку можно давать бесконечное множество знаний, но не это главное — мы должны помочь сформироваться цельной личности, которой не чужды понятия долга и чести, любви к близким и Отечеству, понятия совести как основного критерия поступков и мыслей».

Введение в школьную программу курса «Основы православной культуры» положило начало переменам. Его выбрала сегодня половина школьников. Еще 49% детей изучают основы светской этики. Впрочем, проблема не в выборе того или иного курса, а в уровне образования и квалификации учителей, его преподающих. «Но требовать от учителя не просто разбираться в предмете, но и воспитывать ребенка личностью, когда общество не только для этого ничего не делает, но и мешает, невозможно. У нас должно быть как можно больше помощников», — считает епископ Рыбинский. Один из примеров — молодежный кинофестиваль «Свет миру», учредителем которого стала Рыбинская епархия. Молодежь с большим интересом создает свое кино, высказывает сокровенные мысли и чувства, ищет ответы на самые трудные вопросы.

Светлана Астафьева, первый замдиректора ярославского областного департамента образования, призналась: «Мы боимся в светской школе рассказывать о ценностях, которые были в России испокон веков. Преподобный Сергий Радонежский жил, творил на Ярославской земле, среди наших предков, помогал нашему народу быть сильней. Почему, рассказывая об исторических персонажах, мы не рассказываем о тех, кто были глубоко православными людьми, и о том, что двигало ими. Как нам услышать друг друга, увидеть возможности православной церкви в воспитании нравственного начала в детях? Мы должны узнать, понять, что мы можем, что должны делать в школе, чтобы наша страна была крепкой, сильной, чтобы у нас был мир, чтобы люди могли слушать и слышать друг друга, принимать друг друга, несмотря на какие­то особенности, различные вероисповедания».

Светлана Макеева, профессор, доктор педагогических наук, завкафедрой ЯГПУ, поставила вопрос, а кто будет воспитывать подрастающее поколение?

«Где тот учитель, который способен осуществлять духовно­-нравственное воспитание? Речь не только о том, что, к сожалению, современный учитель начальной школы обладает дефицитом общей культуры. Это проявляется и в неумении одеваться на урок, не случайно ставится вопрос о дресс­коде учителя. Это касается и владения речью, грамотной, литературной речью, интеллектуальных запросов учителя. Это касается даже просто нравственного стержня — есть ли он, сохранен ли он у учителя. Мы спрашивали учителей — а вы-то сами верите, что добро побеждает или хотя бы должно победить зло? Отвечают — не всегда. Когда теряется вера в победу добра над злом у учителя, как же в нее будут верить дети?

Ушинский сказал словно для сегодняшнего дня: одним отрицанием, к которому так склонно наше время, ничего не сделать. Ребенок стоит перед нами во всей невинности, чистоте души и требует положительного учения, требует от нас положительной мудрости…», — обозначила проблему С. Макеева.

Почему профессия учителя девальвируется? Причин много. К сожалению, те образовательные стандарты, на которые Россия перешла пять лет назад, по существу не содержат педагогических курсов этической направленности. Если раньше педвузы готовили специалистов, то теперь выпускают бакалавров педагогики. Когда нет курса детской литературы и вообще нет литературных курсов, когда у студентов всего две практики на 4-м курсе, и они ограничиваются 8 неделями, какого же специалиста мы ждем в школу? Сегодня приняты новые образовательные стандарты третьего поколения, которые дают больше возможностей для воспитания Учителя. Но этого не сделать без поддержки православной церкви, считает профессор ЯГПУ.

Работа конференции продолжилась в восьми секциях, которые провели дискуссии о роли учреждений культуры, краеведения, курса основ православной культуры, миссионерской деятельности и милосердии, воскресной школы, взаимодействии православных и светских СМИ.

Марина МОРОЗОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме