Принимая все новые и новые требования по безопасности пассажирских перевозок, государство порой добивается обратного: наряду с официальными предприятиями, которые организуют работу в соответствии со всеми условиями, на рынок выходят нелегалы с сомнительными машинами, сомнительными водителями, сомнительными результатами поездок…
21 ноября прошлого года на перекрестке Ярославской и Окружной дорог произошло ДТП. Водитель маршрутки, следовавшей из областного центра, не справился с управлением, и машина улетела в кювет. Сотрудники спецподразделений помогли выбраться из автомобиля и отправили в горбольницу им. Пирогова восемь пострадавших (водитель и семь пассажиров). Из них только трое не нуждались в стационарном лечении. Двоих с тяжелыми травмами и открытыми переломами сразу же отправили в реанимацию. Еще двоих пролечили в нейрохирургическом отделении с диагнозом сотрясение головного мозга.
Первоначальный осмотр выявил, что причиной ДТП стала «лысая» резина на задних колесах автомобиля. Немаловажную роль, видимо, сыграло и «мастерство» водителя Тагаева, который только в прошлом году за нарушения ПДД привлекался 24(!) раза.
Все мы прекрасно знаем, что маршрутки между Ярославлем и Рыбинском курсируют незаконно. Иначе зачем их водители «шифруются», производят посадку в какой-нибудь подворотне, а пассажирам в случае проверки велят сказать, что они их знакомые или родственники? Но все же не пренебрегаем их услугами. Конечно, ведь в безопасном и комфортабельном автобусе, пассажиры которого застрахованы на случай ДТП, до Ярославля можно доехать за 186 рублей, на «подпольной» маршрутке — за 130. За счет чего они снижают стоимость услуги?
Руководитель ООО «ПАТП № 1» (официального перевозчика) Мария Пошвина рассказывает:
— В июне 2013 года мы на паритете с ОАО «Ярославское ПАТП № 3» выиграли конкурс и заключили с агентством транспорта Ярославской области договор на регулярные перевозки по маршруту 500э. Чтобы принять участие в тендере, необходимо было приобрести новые автобусы, оборудовать машины ремнями безопасности, тахографами и приборами навигации; заключить договоры на мониторинг движения транспортных средств и о передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Наши автобусы регулярно проходят техосмотр, водителей два раза в день осматривают медицинские специалисты, дважды в год они проходят переподготовку по безопасности дорожного движения. Эти мероприятия очень затратные. Кроме того, мы платим все налоги в местный, областной и федеральный бюджеты. Отчисляем за работников страховые взносы. Наши пассажиры застрахованы по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, что тоже требует определенных вложений. При всем при этом инвалидам, ветеранам, пенсионерам и студентам мы предоставляем льготы.
Марию Пошвину возмущает незаконная деятельность частных перевозчиков, которые «выполняют рейсы автомобилями марки «Газель» сомнительного внешнего вида и технического состояния, водители которых ремонтируют и моют машины прямо на Вокзальной площади и устраивают гонки на трассе». По ее мнению, они являются недобросовестными конкурентами: снижают цену на свои услуги, не выполняя дорогостоящих требований законодательства, что влияет на безопасность пассажиров.
Их ловят, штрафуют, а они все равно работают
Организацией регулярных междугородних пассажирских перевозок общественным транспортом в Ярославской области занимается региональное агентство транспорта. Заместитель руководителя агентства, начальник отдела организации пассажирских перевозок Александр Разживин пояснил:
— Эти маршрутки нелегальные, мы к ним никакого отношения не имеем, у нас нет права осуществлять контроль их деятельности. Это делают федеральные организации исполнительной власти.
Начальник Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Юрий Батырев комментирует ситуацию так:
— Об этих маршрутках знаем мы, знает ГИБДД, налоговая инспекция, прокуратура и суды. Официальный перевозчик подал на их деятельность жалобу в антимонопольный комитет. Её должны были рассмотреть в декабре, но перенесли на февраль.
Юрий Батырев рассказал: у нелегалов, работающих на маршруте «Ярославль — Рыбинск», имеется бессрочная лицензия, выданная ярославскому ИП Тарасову. Лицензия необходима, если транспортное средство работает по расписанию на регулярном маршруте. Предприниматель этого не делает и говорит, что работает по заказу. Но тогда, кроме путевых листов, должны заключаться договоры фрахтования. В отсутствие необходимых документов водителей привлекают к ответственности. Того же Тагаева за год до ноябрьского ДТП, 13 января 2013 года, оштрафовали на 50 тыс. рублей за поездку без путевого листа. Просили суд еще конфисковать транспортное средство, но Фемида ограничилась денежной санкцией.
Ярославское управление автодорнадзора через арбитраж попыталось лишить или приостановить действие лицензии Тарасова — безуспешно. Ему лишь назначили штраф 4 тысячи рублей.
— Машина, попавшая в аварию в ноябре прошлого года, работает по лицензии Тарасова, — продолжает Юрий Батырев. — После ДТП мы должны были провести внеплановую проверку его деятельности.
При этом предпринимателя должны были за сутки предупредить о визите. Однако отправленное заказным письмом уведомление через месяц вернулось по причине отсутствия адресата. Выехавшие по месту прописки специалисты автодорнадзора застали в доме лишь бомжей, где хозяин — они не знали. Приказ о внеплановой проверке Тарасову не могут вручить с декабря.
Не меньше претензий и к техническому состоянию «Газелей». Старший инспектор ГИБДД, майор полиции Алексей Волков называет среди них изменение конструкции транспортного средства путем установки дополнительных сидений, состояние резины, закрытые аварийные выходы, что непосредственно влияет на безопасность пассажиров.
Регулярно автодорнадзор, ГИБДД и налоговики устраивают совместные рейды, чтобы проконтролировать перевозчиков. Одну такую проверку провели 17 января. По словам старшего госинспектора безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Рыбинского МУ МВД России Дениса Фиалковского, в течение дня комиссия проинспектировала 17 автобусов, работающих по маршруту «Рыбинск — Ярославль». Среди них были машины и официальных перевозчиков, и нелегалов. К автобусам 500э претензий не было, у одного водителя частной маршрутки отсутствовал путевой лист, у другого в салоне обнаружили пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности. Оба будут привлечены к ответственности.
— Мы устраиваем проверки, штрафуем, но они «шифруются», увиливают и продолжают работать без регистрации в налоговой инспекции, без путевых листов, без договоров фрахтования — вообще без всего. И увозят прибыль легальных перевозчиков, — говорит Юрий Батырев.
Моя хата с краю
Проблема нелегальных перевозчиков актуальна не только для Рыбинска, но и для других российских городов. В крупных центрах они действуют решительнее и наглее. В Москве были случаи нападения на водителей регулярных рейсов. Питерские СМИ сообщали о фактах, когда нелегалы обстреливали машины, работающие с официального разрешения. После таких публикаций обычно делается вывод, что необходимо ужесточить федеральное законодательство.
Возможно. Но пока услуга востребована, ее будут оказывать. А рыбинцы, к сожалению, еще очень часто живут по принципу «моя хата с краю». Мы возвращаем билеты водителям городских маршруток; рискуя здоровьем и жизнью, чтобы сэкономить несколько десятков рублей, садимся в машину нелегала. До поры до времени все это будет продолжаться.
До поры до времени, потому что «работа частников может привести к тому, что маршрут 500э превратится в убыточный и потребует дотаций или вообще закроется», предупреждает Мария Пошвина.
Сколько тогда будет стоить билет до Ярославля?