новости 16 мая 2014 11:21

«Теплоэнерго»: работа на рынке без рыночных условий

Отопительный сезон в Рыбинске закончился вполне благополучно. Тепло не отключали, трубы массово не рвались, город не замерзал. И все бы ничего, если бы к его завершению ни появилась вдруг информация, что поставщики газа возмущены наличием большой задолженности рыбинского «Теплоэнерго», и дабы разрулить ситуацию, администрация помогает предприятию взять очередной кредит под залог муниципальных акций и недвижимости.

«Население волнуется», — с этой мыслью мы пошли к и.о. главы Леониду Можейко. И сразу получили встречный вопрос: «За что волнуется? За банк? Или за стабильное тепло? А может, население волнуют самые низкие в Ярославской области тарифы на теплоэнергию?»
Решив, что судьба банка и теплые батареи летом волнуют нас не в первую очередь, мы остановились на тарифах. Действительно, личные бюджеты ближе городского. Кто заплатит за кредит и банковские проценты? Кто будет отвечать за накопившиеся долги за газ? Опять население?
— Ну, давайте заплатим из бюджета, — и.о. главы открывает компьютер и находит структуру задолженности МУП «Теплоэнерго». — Только не забывайте, что, во-первых, бюджет — это тоже деньги населения, а во-вторых, большая часть долгов предприятия создана неплатежами горожан — 450 млн. рублей.
Итак, рост коммунальных тарифов, долги, банковские кредиты… Как выстроить последовательность проблем МУП «Теплоэнерго»? Как понять, что — причина, а что — следствие?

Нерыночные отношения

— Причину надо искать не в бухгалтерском балансе, — говорит Леонид Можейко, — а в сложившейся в России системе ЖКХ. Вот говорят, что у «Теплоэнерго» есть деньги, но тратятся они неэффективно. Предприятие действительно ежемесячно получает на расчетный счет около 200 млн. рублей. Деньги вроде бы есть. А тратит оно каждый месяц 220 млн. рублей. Причем тратит обоснованно — на газ, электроэнергию, обеспечение работы штата. То есть оно изначально, с момента создания в 2009 году, запланировано на убытки. За неполные 5 лет они составили около 380 млн.

— Что мешает предприятию заработать дополнительно 20 млн. в месяц?

— А как вы себе это представляете? Продать тепло дополнительно? Кому? Население Рыбинска стабильно, значит, рынок потребления у «Теплоэнерго» ограничен, а доходы фиксированы. Предприятие гарантированно имеет потребителей, но не может увеличить продажи. Такая стабильность на поверхностный взгляд является преимуществом, но, по сути, ведет к банкротству.

— Когда коммерческое предприятие не может увеличить доходы, оно уменьшает расходы. Почему бы «Теплоэнерго» не пойти по этому пути?

— Потому что у него нет стимула. Вообще в сложившейся практике у коммунальных предприятий нет мотивации ни к инвестициям, ни к повышению рентабельности. Даже гарантированный рынок сбыта не способствует развитию, не говоря уже о регулируемых тарифах. Они экономически обосновываются затратами. Обосновывает их предприятие, ответственность за его работу несет муниципалитет, а утверждает тарифы областная комиссия. В этом уже заложен конфликт, так как нарушено единство прав и обязанностей. Но самое главное — снизив себестоимость, предприятие на следующий год получит заниженный тариф и вновь столкнется с убытками.

— Значит, оно просто не смогло экономически обосновать свои расходы, и убытки — это результат нерационального управления.

— Отчасти соглашусь. Но и для рационального управления должен быть стимул. Точно такой же, как в коммерческих предприятиях, где повышение рентабельности ведет не к снижению доходов, а к возможности развития. Если бы «Теплоэнерго» знало, что в следующем году его тариф будет индексирован с учетом инфляции, роста цен на энергоносители и прочих экономических процессов, а не снижен с учетом уменьшения затрат, поверьте, оно было бы прибыльным и имело возможность инвестировать в развитие.

Долговая порука

— Следующий дестимулирующий фактор — отсутствие дисциплины расчетов. Вы приходите в магазин, вам нравится товар, но платить за него вы не хотите. Получить этот товар вы не сможете. А теплоснабжение не является штучно реализуемым товаром. Оно поставляется единовременно многим потребителям, и точечное отключение за неуплату невозможно. Это, с одной стороны, является элементом социальной защиты населения, с другой — не стимулирует к оплате долга. А долги населения и юридических лиц за услуги «Теплоэнерго» — порядка 500 млн рублей. Большая часть, как мы уже говорили, это задолженность горожан. Она накапливалась из месяца в месяц, от года к году. Примерно 20 процентов долгов могут быть признаны безнадежными. С остальными мы работаем. Это, собственно, как раз и есть тот резерв, из которого частично будут гаситься кредиты.

— А сами кредиты на какие цели привлекаются?

— На оплату услуг поставщиков газа и тепла. Это «Газпром межрегионгаз Ярославль» и НПО «Сатурн». Общая сумма задолженности перед ними — около 600 млн. Кредиты оформлены на 380 млн. Сто из них — это последний кредит, который почему-то СМИ волнует больше всего.

— А не должен волновать?

— Кредитование — нормальная практика предприятий. И рефинансирование кредитов не исключение. «Теплоэнерго» имеет несколько краткосрочных кредитных обязательств, которые обязано выполнять. Мы взяли очередные кредитные средства для того, чтобы исполнить взятые ранее обязательства.

— То есть предприятие, как и некоторые люди, берет очередной кредит, не расплатившись по предыдущему?

— Сегодняшнее состояние «Теплоэнерго» позволяет это делать. Банки, прежде чем принять решение о ссуде, очень тщательно проверяют платежеспособность клиента. Да, мы по ряду показателей далеко не лучшие заемщики. Поэтому и процент по последнему кредиту в «Транскапиталбанке» у нас не самый низкий — 13,5, и залоговое имущество требуется. Предварительно мы заложили акции предприятия «Горэлектросеть», принадлежащие муниципалитету.

— А здание администрации, о чем в СМИ говорят?

— Нет, здание не заложили, но разговор о залоге муниципальной недвижимости мы ведем. Однако надо учитывать, что у нас много ограничений: имущество не должно находиться в плане приватизации, не должно использоваться в целях исполнения муниципальных полномочий и т.д. Поэтому залоговой станет, по сути, не необходимая городу недвижимость.

— А банку она необходима?

— Банку нужны гарантии возврата денег, а не получение акций и зданий.

— И какие гарантии вы предоставили?

— План вывода «Теплоэнерго» на уровень безубыточности.

Гарантии для населения

— В конце февраля мы создали специальную комиссию по организации работы МУП «Теплоэнерго». Цель — бесперебойная работа и надежное снабжение города теплом и горячей водой. В рамках комиссии работают несколько групп: по организации работы с дебиторами, по разработке тарифной политики и снижению затрат, по рефинансированию платежных обязательств, по инвестиционным проектам и технической модернизации.

— Скептики скажут — очередная бюрократическая надстройка.

— Отнюдь. Результаты работы в течение трех месяцев — это решение с рефинансированием обязательств, подписанный график расчетов с поставщиками. Впервые за 5 лет нам удалось в период отопительного сезона оплатить за газ больше, чем начисленные к оплате суммы. В результате задолженность перед поставщиком была сокращена на 9 млн., с 301 млн. до 292. Скажете — мало? Но надо учитывать, что платежи за тепло разбиты равномерно на весь год, а отопительный период требует от предприятия повышенных затрат. Урегулированы отношения с НПО «Сатурн», график платежей выполняется. На 100 млн. по сравнению с предыдущим периодом сократилась дебиторская задолженность — это конкретный результат деятельности комиссии.
Но самое главное — теперь у нас есть конкретный план мероприятий, который убедил даже скептически настроенные банки. Если сказать о нем коротко, то это в первую очередь принятие долгосрочных тарифов, устанавливаемых методом индексации.

— Это означает повышение платы для населения?

— Повышение будет в любом случае, оно ограничено 8-10 процентами в год в среднем по коммунальным платежам. Но в долгосрочных тарифах, когда базовая сумма индексируется с учетом ряда экономических факторов, есть плюсы и для населения, поскольку можно планировать свои бюджеты, и для коммерческих предприятий, которые будут предсказуемо рассчитывать рентабельность. А для «Теплоэнерго» это шанс не защищать каждый год экономическое обоснование тарифов, а строить долгосрочные планы. У МУПа появится стимул инвестировать в развитие, снижая себестоимость, работать над программой экономии.

— А может ли вообще быть в этой системе экономия?

— Анализ показал, что в 19 котельных «Теплоэнерго» стоимость гигакалории колеблется от 700 рублей до 2,5 тысячи. Если все наше хозяйство довести до лучших показателей, например, котельной «Веретье», экономия превысит 120 млн. в год. Еще один резерв — это потери в сетях, которые находятся в пределах от нуля до 30-40 процентов. Приведение этого показателя к среднероссийским 10-15 процентам даст еще около 80 млн. рублей. Если провести ряд таких мероприятий, через несколько лет МУП «Теплоэнерго» станет прибыльным.

— И что вы будете тогда делать с ним? Приватизировать?

— Закон запрещает переход таких предприятий в частные руки. Но в тренде правительственных решений мы можем внести на рынок элемент конкуренции. В Рыбинске предполагается строительство ПГУ230, которая сможет закрыть половину потребности города в тепле. Еще одну когенерационную станцию мы намерены установить в микрорайоне Переборы. Но нужно понимать, что высокотехнологичные источники энергии требуют современных сетей распределения и рационального потребления. Значит, будем заниматься модернизацией сетевого хозяйства, установкой теплосчетчиков, выходом на регулируемые объемы потребления, когда человек сможет сам определять, сколько тепла он намерен купить. В этом случае даже при повышении тарифа вполне реально сэкономить.
Но это дела не одного года. А сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда дальнейшее невмешательство было уже невозможно. Поэтому в числе прочих действий по выходу из кризиса как срочная мера был оформлен очередной кредит. Он не последний. По нашим расчетам, лучший выход для «Теплоэнерго» — это долгосрочная кредитная линия на 500 млн. взамен нескольких краткосрочных кредитов. Это решит задачи стабильного теплоснабжения Рыбинска в среднесрочном периоде. И в ближайшее время населению по поводу «Теплоэнерго» волноваться не стоит. Никаких внеплановых отключений горячей воды в Рыбинске не будет.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме