Он воспитал целые поколения рыбинских художников. А те из них, кто не связали судьбу с творчеством, навсегда сохранили умение ценить прекрасное. Более 40 лет Петр Владимирович Потурай преподавал в детской художественной школе Рыбинска, с 1969-го по 2002-й возглавлял учебное заведение. За многолетний труд на благо города он награжден знаком отличия «За заслуги перед Рыбинском».
Он рассказывает, что оказался в Рыбинске благодаря промыслу Божию. Отслужив три года в армии, Петр Потурай по комсомольской путевке приехал в Череповец. Там он работал подручным сталевара на сталелитейном заводе, а в свободное время занимался в изостудии. Потом решил поступить в Ярославское художественное училище. И поступил.
— Тогда взрослые в основном поступали — ребята шли в училище после армии, многие уже работали оформителями, — вспоминает он. — Жили бедно, на стипендию, но тогда все так жили, никто от этого не страдал.
Приятель, годом ранее окончивший училище, уехал в Рыбинск, чтобы руководить только что созданной детской художественной школой. Он и пригласил Петра Потурая преподавать в новом учебном заведении. Через год приятель отбыл на другое место работы, и Петра Владимировича назначили временно исполняющим обязанности директора. И исполнял он эти обязанности больше 30 лет.
О школе
— Сначала школа находилась в подвальном помещении Дома пионеров, потом нам выделили несколько комнат в здании на проспекте Ленина — в квартале между двумя арками Мытного рынка, — вспоминает он. — 3-4 комнаты, печки в них топили дровами. Ребят поначалу приходило учиться мало, но работать было интересно.
Тогда не было специальных методик для детских художественных школ. Программы преподавания разрабатывались, но для училищ, детям они подходили мало. Как вести занятия, какие ставить натюрморты, как организовать пленэр — все приходилось изобретать самим.
Потом детская художественная школа переехала в деревянный купеческий особнячок на улице Герцена. С ним у Петра Потурая связана практически вся жизнь.
— Это не просто красивый дом, он имеет уникальную историю, в нем бывала М.Л. Челищева, музыканты, выросли целые поколения рыбинских художников, — говорит он.
Чтобы приспособить здание к нуждам школы, многое пришлось сделать своими руками, да и ежегодный ремонт к началу учебного года лежал на плечах учителей.
— Мы жили без конфликтов, все делали вместе, по сути, были дружной семьей. Дети, которые приходили учиться, окунались в доброжелательную творческую атмосферу и самозабвенно любили школу, — рассказывает Петр Владимирович.
Все, кто приходил в старое здание, восхищались старинной лесенкой, печами, интерьерами, но школе было тесно в неприспособленных помещениях, да и в пожарном отношении дерево — не самый безопасный материал. Поэтому Петр Потурай рад переезду в новое здание:
— Я считаю, это счастье, что нам дали такую школу. Раньше я ходил по горкомам, по райкомам, просил: давайте что-нибудь придумаем. Только обещали…
А теперь «художка» получила заново отремонтированное здание с просторными светлыми кабинетами. Большая радость — работать здесь.
Об учениках
Валерий Цаплин, Сергей Гусарин, Николай Малафеев, Александр Третьяков — Петр Потурай воспитал целые поколения рыбинских художников.
— Трудно сказать, дал ли я им что-нибудь. Как ни крути, но этому делу научить сложно, — говорит он. — Первое, что замечаешь в ребенке, — его любовь к рисованию, прилежание, терпение и желание работать — все эти качества сразу говорят о том, что из человека может что-нибудь получиться. А задача учителя — дать ему грамоту. Если человек много работает, живет искусством, то результат сам приходит.
Другие, тысячи других его выпускников не стали ни художниками, ни архитекторами, но они остались творческими людьми и на всю жизнь сохранили умение ценить прекрасное, видеть удивительное в самом простом. Многие из них, став мамами и папами, привели в школу своих детей.
О городе
Петр Потурай считает Рыбинск самым красивым среди близлежащих городов. Значимый отпечаток на городскую среду накладывает то, что в нем есть художественная школа. Не только выставки творческих работ в музее или картины в художественной галерее, по мнению художника, даже дети, рисующие на пленэре, создают в Рыбинске особую атмосферу.
— Город — это люди, которые в нем живут, — говорит Петр Владимирович. — В зависимости от этого он процветает или страдает.
Чтобы в Рыбинске было больше творческих, духовно богатых людей, чтобы они сделали город еще лучше — этому Петр Потурай посвятил всю свою жизнь.