новости 2 октября 2014 17:24

Погибель на колесах вызывали?

Есть такие услуги, плата за которые — жизнь человека. И это вам не сказка, и не хоррор на ТВ, а реальная жизнь. Но что действительно из области фантастики, так это то, что люди по собственной воле рискуют своей безопасностью, пользуясь услугами нелегальных извозчиков. Только за сентябрь произошло два смертельных ДТП с участием водителей «Димон».

img-20140921112342-805Кошмар за поворотом

В субботу 20 сентября было солнечно и сухо, погода абсолютно «летная» и не располагающая к ДТП, а движение по трассе у деревни Киселиха спокойное и немноголюдное. Но трагедия ждала за поворотом. Около 14-20, как следует из сводки ГИБДД, автомобиль «Сеат Толедо», двигаясь с превышением скорости, не смог вписаться в поворот и оказался на полосе встречного движения. Уйти от столкновения с пассажирским автобусом ПАЗ не удалось. В результате сильного удара владелец автомобиля 47 лет скончался на месте, а находившуюся на заднем сиденье 57-летнюю пассажирку с многочисленными травмами доставили в больницу. Что касается автобуса, то его водитель отделался легким ушибом и из 18 пассажиров, к счастью, никто не пострадал. На жутких фотографиях с места аварии на груде металла, бывшего когда-­то «Сеатом», виден желтый флажок с телефоном такси «Димон». Правда, это не совсем такси, хоть и фрахтует водителей, так как де-юре значится всего­навсего диспетчерской службой, но об этом чуть позже.
Вторая авария с трагическими последствиями случилась двумя неделями ранее, в ночь на 5 сентября неподалеку от кафе «Мельница», на перекрестке улиц Луначарского и Чкалова. Автомобиль «Ауди» выскочил на перекресток на бешеной скорости, не убедившись в безопасности и не уступив дорогу «Дэу Нексия». Столкновение было страшной силы. Сам виновник происшествия, 23-летний мужчина, отделался легкими травмами, медицинскую помощь ему оказали на месте. А вот двух девушек — пассажирок «Дэу» — пришлось срочно везти в больницу. Одна из них до сих пор остается в реанимации Пироговской больницы — травма позвоночника, черепно-­мозговая травма, проблема  с легким — пневмоторакс, раздроблены кости таза, ей удалили селезенку, зашивали печень. Ей тридцать лет и у нее трое детей. Вторую молодую женщину спасти не удалось. Ее маленький ребенок теперь будет расти без мамы… Свою вину водитель «Ауди» признает, на прошлой неделе в отношении него было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Вы спросите, причем здесь «Димон»? По некоторой информации, водитель «Ауди» работал в «Димоне». Но доказать, в данный момент он бомбил или ехал по своим делам, не представляется возможным. Еще один повод задуматься  для тех, кому все равно, каким такси пользоваться — официальным или нет.

димонС «шашечками» и без

Как говорится, почувствуйте разницу. В штате легальных такси есть медик, который перед рейсом и после него проверяет состояние таксиста. У нелегалов деятельность фирмы сводится к оказанию диспетчерских услуг — грубо говоря, девушка по рации сообщает адреса клиентов, на этом все. И никого не волнует, пьяным водитель сядет за руль или обкуренным, отдохнул ли или уже отстоял у станка сутки и теперь откровенно клюет носом за рулем. При приеме на работу в официальную фирму стаж таксиста должен быть не менее трех лет — таково требование закона. Но спросит ли об этом «Димон»? Вряд ли, когда мы звонили с целью трудоустроиться, в ответ поинтересовались только, есть ли своя рация для связи, а оговорка, что права получены совсем недавно, никого не смутила.
В официальном такси каждая машина проходит техосмотр раз в полгода. Стихийный извозчик может ездить на откровенном автохламе, эксплуатация которого не безопасна. И штраф за нелегальный извоз по линии ГИБДД — пять тысяч руб­лей — многих не пугает. Более того, никто и никогда их не проверяет — ни транспортная инспекция, ни региональное агентство транспорта, поскольку формально род деятельности того же «Димона» значится как оказание информационных услуг. Ну да, нормальное такое  оповещение со смертельным исходом. И наконец, налоги бомбилы не платят, так что о  добросовестной конкуренции речи тоже не идет.
— Мы писали жалобы во все инстанции, вплоть до президента, — негодует Валерий Кудинов, руководитель такси «На Дубровку». — Их начали проверять, но на том дело и закончилось, потому что доказать факт нелегального извоза и выявить всех нелегалов на дороге невозможно. А диспетчерскую службу к ответственности по нашим законам не привлечешь.

Имя им — легион

А тем временем число нелегалов без «шашечек» если не растет, то уж точно не сокращается, как отмечает руководитель «Такси Рыбинск» Валерий Кобзарь. По его словам, нередки случаи, когда водители переходят в тот же «Димон». Причина ухода в тень  банальна и печальна одновременно — там их никто не контролирует. Они выкупают списанные авто с пробегом 50 тысяч километров и больше. И вот такие камикадзе на старых колымагах едут на ваш вызов. Кстати, обойдется вам такая дорожная русская рулетка вовсе не дешевле, чем услуга легальных такси.
И если раньше рыбинцы с известной долей гордости констатировали, что у нас город таксистов, и что на душу населения приходится такое количество наемных извозчиков, как нигде больше, то сегодня становится очевидно: ситуация имеет и оборотную, негативную, сторону. А именно — чем больше никем не контролируемых  бомбил, тем выше риск, что на наших улицах будут разворачиваться все новые и новые дорожные войны. С жертвами, травмами, слезами, кровью и смертельными исходами…

«Диспетчерский» произвол

Засилье «диких извозчиков» будоражит умы не только рыбинцев, проблема приобрела  грандиозный общероссийский масштаб. Самыми острыми ее моментами  обозначены монополизация рынка диспетчерскими службами, привлекающими к работе непрофессионалов, и в связи с этим — угроза обрушения легального рынка такси, деградация профессии таксиста, вымывание из нее профессионалов. И начинать ее решение нужно с законодательного уровня. Должен быть сформулирован четкий запрет на деятельность такси без лицензии и определены структуры, которые будут следить за его выполнением. В настоящий момент на рассмотрении Госдумы находится законопроект, призванный урегулировать ситуацию, который в народе называют законом «о такси». Вокруг него ведутся бурные дискуссии. Например, документ предлагает ввести новую карательную статью в КоАП 14.1.3 — «извоз без разрешения», назовем ее для краткости так. Однако статья эта будет бить исключительно по физическим лицам, а про ответственность юрлиц и индивидуальных предпринимателей там ничего не сказано. По мнению экспертов таксомоторной отрасли, этот нюанс открывает широкую дорогу для организации нелегального извоза всевозможным  диспетчерским, операторским и иным службам заказа такси. То есть фактически документ легализует их вывод из-под юрисдикции отраслевого законодательства. Они как бы будут относиться к сфере телекоммуникационных услуг. Ситуация усугубляется в связи с другой глобальной угрозой — расцвета нелегального извоза под крылом транснациональных интернет-компаний.
— В Россию уже пришел и объявил о массовом выходе на московский рынок такси «Uber» — интернет-приложение по вызову легкового автомобиля, — высказался по этой теме зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. — Оно уже обвалило национальные рынки такси в 17 странах мира, включая США и Евросоюз. И российский рынок такси ждет обвал. Ценовая политика дотируется напрямую транснациональным Google с целью захвата национального рынка такси. Их не интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги. Организаторы сервиса себя дистанцируют от услуги и от ответственности за последствия ее оказания. Это абсолютно недопустимо в сфере, связанной с обеспечением безопасности людей.

Арест как вариант

Выход из положения активно ищут и на местах. В Санкт-Петербурге, например, уже начали применять вполне действенный способ борьбы за чистоту рынка такси и безопасность дорог.
Здесь стали арестовывать автомобили таксистов, не оформивших лицензию. «Механизм обычный, механизм простой, как с обычным ларьком, торгующим водкой без лицензии. То же самое. Это одна и та же статья, тот же состав, просто никто никогда не применял в проекции на автомобили», — поясняют в Управлении на транспорте МВД России по Северо­-Западному федеральному округу. Как и в случае с «левым» спиртным, автомобиль признается вещественным доказательством и отправляется на хранение на штрафстоянку до окончания судебного разбирательства. По закону административное дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев. При этом в транспортной полиции не скрывают, что придерживаются максимально разрешенных сроков. А пока машина под арестом, владелец превращается в пешехода и уже не может подрабатывать частным извозом. Мера оказалась настолько эффективной, что всего за два месяца, прошедших с первого рейда в Питере, порядка двух тысяч бомбил легализовались, оформили лицензию и платят налоги, а вызвать машину без «шашечек» уже не так просто, как раньше.
Может, и в нашем регионе властям стоит взять на вооружение такой действенный способ или придумать свой? Это с одной стороны. А с другой — понимание ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких не рождается в высоких кабинетах. Какой телефонный номер набрать и какое вызвать такси — легальное или нет — это выбор каждого. Но всякий раз, голосуя рублем за безответственных шабашников, помните, что  спонсируете дорожные войны, цена которым — человеческая жизнь.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме