В Рыбинске прошел необычный семинар для тех, кто умеет шить и увлекается стариной. Его организатор — художник-модельер, исследователь и реставратор старинных костюмов, хозяйка ателье «Женская логика» — Нина Носкова продемонстрировала единомышленникам свою удивительную коллекцию народной одежды, рассказала о ее особенностях и тайных символах.
Тема семинара на первый взгляд звучала неожиданно — коми-пермяцкая культура, костюм и куклы. Кажется, где Пермь – и где Рыбинск. Однако и для наших мест эта культура совсем не чуждая, можно сказать, родная. По берегам Волги и Шексны издревле селились финноугорские племена. В УстьШексне археологи часто находят украшения, характерные для этих племен, шумящие подвески с утиными лапками. Особенности верований, уклада жизни отражаются и в костюме. Он, как песня, исполненная в каждой земле на свой лад.
Художникмодельер Нина Носкова изучает наследие финноугорских предков неслучайно – ее родовые корни находятся в предгорьях Урала. «Это своеобразный замкнутый микромир, — рассказывает о своей родине женщина, — там нет крупных заводов, железной дороги, можно сказать, нет цивилизации. Благодаря такому скрытному расположению, традиции предков живы и сейчас – сохранились своеобразная кухня, язык, обувь, обряды». Родители у нее — люди творческие. Отец, несмотря на преклонный возраст, до сих пор плетет лапти и мастерит туеса, мать работает с тканью — плетет, вяжет и вышивает.
«Есть запев у этой песни, есть начало у народа, сероглазые чудины жили в Парме с давних лет», — так приветствовала хозяйка гостей, усадив их за длинный раскройный стол. Но им не сиделось – одна за другой участницы семинара с нетерпением вскакивали, оценивали своеобразие пестрых клетчатых тканей. Восхищались их самобытностью, сетовали – на ярославской земле рано появилась мануфактура, широкое распространение получил фабричный материал, это совершенно уничтожило домашнее ткачество.
Индустриализация – одна из причин того, почему настоящий рукотворный народный костюм сегодня настоящая редкость. Буквально по крупицам коллекционеры собирают и воссоздают детали быта, чтобы познакомить правнуков с жизнью прадедов. И, конечно, спешат поделиться результатами своих исследований друг с другом. Они читают наряд, как раскрытую книгу – откуда родом был носивший его человек, стар он был или молод, каково его семейное положение и благосостояние. Могут поведать, чем обусловлен крой сарафана, о чем говорят вышивки. Словом, нет в народном костюме ничего случайного. Живое ремесло, пронесенное в умелых руках мастеров через столетия, открывает нам целый мир — чем жили наши предки, чему радовались, как сватались, как поминали близких. И, кроме естественного любопытства, поднимается в душе гордость – они были сметливы, разумны, в то же время тянулись к гармонии. «Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, а особенно в создании внешнего облика людей», — отмечала Мария Мерцалова, историк и теоретик моды. Это стремление видно во всем – как украшали избы резными наличниками, какие игрушки лепили и вырезали для детей, а особенно в том, какую одежду создавали – вот уж где радость глазу, пища для размышлений.
Участницы семинара обратили внимание на простоту, аскетизм коми-пермяцкого костюма — белая рубаха, вышитая по вороту и рукавам, темный тяжелый сарафан на тонких бретелях, светлый фартук-запон. Украшал женский образ нарядный пестрый тканый поясок, у мужчин – широкий кушак. Именно к этим ярким красавцам – шириной в ладонь и длиной три метра – было приковано внимание ярославских гостей. Недаром Нина Васильевна считает эти пояса жемчужинами своей коллекции и любовно перечисляет названия узоров, вытканных на кушаках, – «рога оленя», «поваленная изгородь», «оладушек», «засеянное поле», «две дороги».
Примеряли женщины нарядный рогатый кокошник, волшебным образом преображаясь в пермских красавиц. История появления головного убора в коллекции Нины Васильевны необычна – в процессе подготовки к ярославскому фестивалю «Русский костюм на рубеже веков» модельер сотрудничала с Рыбинским музеем-заповедником, и там совершенно случайно нашелся подходящий кокошник, идеально завершивший образ уральской крестьянки.
Отдельный разговор состоялся о куклах. Ярославны поведали о своей недавней находке – необычной кукле из-под Мышкина. Ее неигровой, ритуальный характер подчеркивался схожестью с палеолитической Венерой. Она была связана из серых полосок ткани и украшена человеческими волосами. Но это скорее исключение, обычно народные куклы радуют яркими цветами, покоряют сердце милой неуклюжестью, поражают изобилием деталей убранства и сложностью тонкой работы. Специалисты отмечают: тряпичная кукла сегодня переживает подлинное возрождение. Нина Носкова со своими взрослыми учениками занимается шитьем этнографической обережной куклы и приглашает всех желающих смастерить маленькое чудо своими руками в ателье «Женская логика» на ул. Ломоносова.