Вы давно были в театре кукол? Сходите обязательно! Там премьера — «Лягушка-царевна», виртуозно осовремененная ивановским режиссером Владимиром Зиминым.
Авторы спектакля кропотливо создали волшебную вселенную, населили узнаваемыми персонажами, насытили постановку спецэффектами и приправили юмором, понятным и детям, и взрослым. Действие не «провисает» и не дает скучать — лягушка под волшебную музыку превращается в прекрасную девушку, Баба Яга, поправляя на носу очки пилота, топчется по сцене под шаманский бубен и варган. Змей Горыныч с размахом крыльев в полсцены покорно укладывается спать под колыбельную Василисы Прекрасной. А в финале разваливается на куски каменная темница – финал для настоящего блокбастера! Все это очень бодро, с огоньком, под профессионально дополняющую действие музыку талантливого рыбинского композитора Дмитрия Соколова.
— Этот спектакль много лет назад уже шел в Рыбинском театре кукол, но декорации износились, куклы истрепались, — рассказал историю создания «Лягушки» режиссер Владимир Зимин. – Было принято решение не восстанавливать старый спектакль, а поставить его по-новому. Есть ряд русских народных сказок, про которые можно сказать, что это классика. И, по-моему, любой театр должен к этим сказкам время от времени обращаться. Мы же должны детишек подпитывать национальным духом.
Пьеса немного отличается от знакомой всем сказки, но в то же время она узнаваема – сохранены основные персонажи, троекратные повторы и волшебные помощники. Герои в «Лягушке» очень живые, с понятными даже малышам мотивами и репликами. Иван любит животных и защищает свою лягушку перед всем светом. Анфиса (дочь купеческая) немного невоспитанная, грубоватая. Она любит спать, хочет стать красивее (а кто из нас не хочет?) и очень переживает, когда вихрь уносит Василису к Змею, кается: «Я злом за добро заплатила». Мораль не является самоцелью для режиссера, она ненавязчиво вплетена в повествование.
Злодеи в «Лягушке» – многогранные, пусть и нечисть, но с причудами, с режиссерскими «фишечками». Ведь на абсолютное зло смотреть страшно и неинтересно. Баба Яга хоть и волшебница, но безуспешно дрессирует свою ступу, та никак не хочет ее слушать. Змей Горыныч трогательно радуется, когда Василиса говорит, что согласна выйти за него, называет ее «майн либе». Все эти «современящие» вкрапления рассыпаны режиссером по пьесе очень дозированно. Сразу чувствуется: работал мастер с большим вкусом.
— Мне хотелось как-то расшевелить действие, чтобы это было не просто классической сказкой, — объясняет режиссер, — чтобы в действии был элемент ерничества, юмора. Сейчас это в тренде. И ребята это оценят, я уверен.
Владимир Зимин – опытный режиссер, поставивший более четырех десятков спектаклей. Был период, когда ставил по три спектакля в год, вспоминает он. Владимир Александрович признает: сейчас немного отошел от дел и уже два года не работает выездным режиссером. Однако для рыбинского театра сделал исключение. Своей основной специальностью Зимин называет литературу, он член Союза писателей, работает в ивановской филармонии, создает там литературно-музыкальные программы. Столь разноплановый богатый опыт режиссера не мог не сказаться на высоком уровне постановки. Сидя в зале, замечаешь, как много вложено труда в работу над персонажами, их поведением на сцене, мелкими деталями! Анфиса, перед тем как лечь на лавочку, заботливо стряхивает с нее крошки, залезая на печку, кряхтит – «ох, тёпленько». Все эти маленькие находки создают впечатление работы, проделанной с большой любовью и тщательностью. В куклах нет ничего механистичного, они словно живут сами по себе, совершенно забываешь, что ими управляют актеры. В этом заслуга режиссера-постановщика и, конечно, рыбинских артистов.
Работать над «Лягушкой» Владимиру Зимину помогала крепкая команда профессионалов, с которой режиссер не раз сотрудничал, – рыбинский композитор Дмитрий Соколов и художница из Иванова Наталья Федорова. Она создает волшебный мир неожиданными приемами – Змей Горыныч в немецком шлеме, котелок Бабы Яги висит на лосиных рогах, серая темница поблескивает, как настоящий гранит. Классический сарафан и кокошник Василисы, а рядом изба с леопардовым узором — Наталья не побоялась соединить на сцене, казалось, несопоставимое, и от этого постановка только выиграла.
В результате получился спектакль с размахом, с живыми персонажами, деликатно приправленный юмором, способный порадовать детей от 6 лет и взрослых.