Тема кредитов является сегодня одной из самых актуальных для граждан. Практически каждый второй либо брал кредит в прошлом, либо выплачивает его сейчас. В силу различных причин, в том числе и из-за нестабильной экономической обстановки, не у всех получается отвечать по своим обязательствам. О том, как поступать в таких ситуациях, как выстраивать конструктивные отношения с банками и другими кредиторами, мы поговорили с адвокатом Станиславом Волковым, руководителем проекта «Школа грамотного заемщика».
— Станислав, расскажите подробнее о проекте «Школа грамотного заемщика», как он появился?
— Этот проект мы реализуем в рамках общественной деятельности. Ярославская региональная общественная организация «Центр гражданских инициатив», руководителем которой я являюсь, выиграла президентский грант на реализацию данного проекта. Наша цель — рассказать людям, какие у них есть права как у заемщиков. К сожалению, многие очень беспечно относятся к вопросу кредитов, взять который очень просто, а вот вовремя вернуть уже намного сложнее. Кроме того, сами банки усердно и порой навязчиво предлагают свои кредитные продукты. Это все приводит к тому, что люди попадают в долговые ямы. Если иметь представление о своих основных правах как заемщика, а также знать обязанности банков, то этой участи можно избежать.
— Что, на ваш взгляд, самое главное во взаимоотношении с банками и другими кредиторами?
— Самое главное – это общение. Надо помнить, что ваш кредитор заинтересован, чтобы вы вернули свой долг. Поэтому, если у вас возникают сложности, вы чувствуете, что не в силах заплатить следующий платеж в полном объеме и в нужные сроки, то не молчите. Лучше всего официально письменно обратиться в ваш банк, проинформировать о своей ситуации и попросить пересмотреть условия вашего кредитования. Даже если банк не согласится менять условия погашения кредита, у вас будут письменные доказательства вашей добросовестности, которые вы сможете использовать в случае судебного разбирательства.
— Что же делать, если все-таки человек просрочил платеж? Насколько это критично?
— В этой ситуации важно понимать, что если вы внесли свой платеж не вовремя или внесли его не полностью, то начинают действовать штрафные санкции. Это различные пени, штрафы, неустойки. Часто, забывая о них, люди чуть позже вносят обычный платеж и думают, что ситуация вошла в прежнее русло, а на самом деле уже начинают копиться долги. Чтобы этого не происходило, нужно сразу же запросить у банка информацию о вашей новой задолженности, возникшей в результате просрочки платежа.
Другой важный момент, про который граждане мало знают, это порядок удержания штрафов, пеней и неустоек. Согласно 319 статье Гражданского кодекса России, банк не имеет права удерживать штрафы, пени и неустойки с тех сумм, которые вы вносите для погашения сумм основного долга и процентов за пользование кредитом. Другими словами, если у вас на счете денег хватает только на платеж по основному долгу и процентам за пользование кредитом, то банк не должен в первую очередь списывать штрафы и неустойки.
— А как быть, если людей донимают коллекторы?
— Взаимодействие с коллекторами тоже можно урегулировать. Самое главное — помнить, что закон запрещает им угрожать и вымогать деньги. Если такое происходит, то идите прямиком в полицию. Кроме того, законом установлен порядок, когда и как коллекторы могут с вами общаться. Это личные встречи, почтовые отправления, телефонные переговоры, сообщения. Причем в ночное время они не имеют права вас тревожить, это ваше законное время на отдых.
— С 1 октября этого года начала действовать новая процедура банкротства физических лиц. Расскажите, в чем смысл данного нововведения?
— Действительно, до недавнего времени не было правового варианта разрешения ситуации, когда человек попадал в долговую яму. Его долги копились, множились, но законного инструмента остановить этот счетчик не было. Новая процедура как раз направлена на то, чтобы остановить лавинообразный рост долгов заемщика и с помощью грамотных специалистов помочь человеку разобраться с его долгами. В законе определены три варианта разрешения такой ситуации. Первый — это мировое соглашение. Пожалуй, самый лучший и компромиссный путь, когда кредиторы и заемщик договариваются о новых условиях выплаты долга. Второй вариант — это реструктуризация долгов. Исходя из ваших финансовых возможностей составляется специальный трехлетний план погашения задолженности. И третий, самый крайний вариант — это непосредственно само банкротство, которое подразумевает распродажу вашего имущества и погашение долгов за счет вырученных средств.
— Вопросов по теме кредитования и взаимодействия с кредиторами еще очень много: какие есть обязанности у банка, какие наиболее частые нарушения они совершают, может ли долг передаваться по наследству, куда обращаться, если нарушены права и т.д.? Скажите, могут ли люди обратиться к вам за помощью по этим вопросам?
— Конечно! Мы приглашаем всех на открытый бесплатный образовательный семинар «Об основных правах заемщика», который пройдет 19 ноября в 17.00 в Общественно-культурном центре по адресу: г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 89.
Там мы более подробно расскажем о правах заемщиков, об урегулировании взаимодействия с банками и коллекторами, о навязанных услугах банков, о разделе кредита между супругами, об условиях проведения процедуры банкротства граждан и других вопросах.
Кроме того, мы бесплатно будем раздавать специально подготовленные брошюры по правам заемщиков и о процедуре банкротства граждан.
Узнать подробнее о семинаре или записаться на консультацию можно по телефону (4852) 98-12-88.