новости 16 марта 2016

Обмануть меня несложно, я сам обманываться рад?

На минувшей неделе городская полиция закончила расследование серии краж, совершенных лжесантехником: 30-летний мужчина представлялся сотрудником одной из городских управляющих компаний, втирался в доверие к хозяевам квартир и брал деньги за услуги, которые не собирался предоставлять. На счету авантюриста шестнадцать краж, ущерб составляет 85 тысяч рублей.

На свободу – с чистой совестью?

Как говорила Агата Кристи, безупречная репутация — первое, что необходимо хорошему мошеннику. Чем-чем, а этим наш авантюрист уж точно похвастаться не мог, потому что совсем недавно он отсидел три с половиной года по аналогичной статье – за  мошенничество. Впрочем, темная часть автобиографии не помешала 30-летнему мужчине устроиться на вполне достойную работу: трудился он в одной из управляющих компаний сантехником. И вроде бы все у него складывалось хорошо, но тяга к лихой жизни взяла верх. Уволился парень и о том, как дальше жить, размышлял недолго.  Дурное дело нехитрое, экс-сантехник быстро сообразил, как можно более эффективно использовать свой опыт, приобретенный на коммунальной ниве. Придумал легенду о грядущей замене стояков холодного и горячего водоснабжения, ходил по квартирам, предлагал доверчивым гражданам профессиональные услуги: дескать, оплатите, а дальше мы все сами сделаем. К нему на крючок попались полтора десятка рыбинцев. Почти все обманутые – пенсионеры.
«Серия раскрылась после обращения к нам одной из жительниц района Скоморохова гора 14 декабря минувшего года, – сообщила инспектор по связям со средствами массовой информации Ольга Ионова. – Женщина рассказала, что сантехник обманным путем похитил 4,5 тыс. рублей. Сотрудники полиции провели проверку, и подозреваемому было предъявлено обвинение по 16 аналогичным эпизодам,  сумма ущерба от которых составила почти 85 тыс. рублей. В данный момент дело направлено в суд для рассмотрения».
«Водись на свете меньше простаков, было бы меньше и тех, кого называют хитрецами и ловкачами», — писал знаменитый французский моралист Жан Лабрюйер. Так-то оно так, но кто же мог подумать, что сантехник, которого многие в районе знали как неплохого в общем-то парня, окажется отпетым мошенником? Другая сторона вопроса: кто мешал самим гражданам перепроверить информацию о грядущей замене труб в управляющей компании, и почему обман вскрылся только тогда, когда лжесантехник уже наделал дел?

Ставка на респектабельность

Мошенников, как волка, ноги кормят. А идеи для «бизнеса» зачастую подсказываем мы сами и наша доверчивость. Кем только не прикидываются воришки! Гадалки, целительницы, коммивояжеры – прошлый век. Теперь используются куда более «авторитетные» образы — служебных приставов, сотрудников Роспотребнадзора, собеса, газовой службы. Подделать любое удостоверение для них не проблема, а кем называться – неважно, лишь бы люди в квартиры пускали. Работают, как правило, парами. Один отвлекает, а другой при этом уже занят «делом»: проверяет карманы, сумки, ящики на наличие чего-нибудь ценного.
Типаж визитеров всегда очень усредненный: неопределенный возраст, опрятный, но неприметный внешний вид, вежливое поведение. Почти каждый – психолог от бога, таким хочется верить. Ориентируются лихачи на предпенсионный и пенсионный возраст, людям этой возрастной категории тяжелее адекватно оценить ситуацию. Многие, кого вот так обокрали, говорят, что деньги отдавали добровольно и что они сами не понимают, как это произошло.
Бдительность превыше всего, считают в рыбинском УВД. «Никто не требует подозревать всех и каждого, но перепроверять такого рода информацию необходимо, — настаивает инспектор по связям со средствами массовой информации Ольга Ионова. — Все вышеперечисленные службы, сотрудниками которых прикидываются лихачи, заранее предупреждают о своем визите. Не спешите открывать пришедшим двери, пусть расскажут подробнее о цели визита. Сообщите, что вам необходимо перепроверить эту информацию, и на это потребуется какое-то время. Если это мошенники, то они ретируются, настоящие же сотрудники подождут. Позаботьтесь о том, чтобы список номеров телефонов экстренных служб  всегда был под рукой».

Бдительность превыше всего

В определенных кругах есть мнение, что для мошенника самое важное — никогда не скатываться до уровня простачка. Преступный мир не только держится этого принципа, но и постоянно трудится над новыми и новыми схемами махинаций. Каждый день изобретаются новые уловки, находятся новые лазейки. Например, активно используется информационные и банковские технологии, которые стали удобными инструментами для злых гениев. Совсем недавно они освоили кражи с использованием услуги «мобильный банк». Технология преступления следующая: чтобы следить за финансовыми передвижениями на банковской карте, владельцы подключают с помощью сотового телефона услугу «мобильный банк», которая привязывается к конкретному номеру. Спустя какое-то время абонент меняет телефонный номер, но при этом в банк для отключения мобильной услуги не обращается. Согласно установленному порядку через полгода после отказа от телефонного номера оператор сотовой связи имеет право продать неактивный номер другому пользователю. И уже новый хозяин начинает получать информацию о финансовых операциях по карте. Законопослушные граждане просто игнорируют такие сообщения, но некоторые поддаются соблазну и с помощью нехитрых операций перечисляют чужие деньги на свои счета. Только с начала 2016 года рыбинскими полицейскими было зарегистрировано несколько таких фактов.
Еще один излюбленный инструмент мошенников — СМС-сообщения об оплате услуг мобильной связи. Мошенники делают массовую рассылку с текстом приблизительно такого содержания: «На ваш счет было перечислено 200 руб., спасибо за своевременную оплату услуг связи!», а следом приходит еще одно сообщение от абонента, номер которого отличается от вашего всего лишь парой цифр, где сообщается, что деньги вам были переведены по ошибке, и незнакомцы просят их перевести «обратно». Вот такой достаточно грубый «развод», но все же находятся те, кто этому верит.
В некоторых городах мошенники пошли куда дальше: научились мастерски подделывать счета за коммунальные услуги и связь. Квитанции, точь-в-точь как настоящие, отличается лишь лицевой счет для оплаты. Но кто же станет обращать внимание на эти мелочи? Человек не задумывается над этим, он идет и платит. Сейчас эту схему изучают полицейские, которые выясняют, откуда у мошенников появился доступ к базе данных.
Полицейские говорят, мошенники разработали столько способов обмана, что этой информации хватит для написания не одного десятка книг. Нам же остается помнить, что финансовая безопасность — это в первую очередь наша забота. Быть осторожными не значит ждать подвоха на каждом шагу, это значит, что верить на слово никому не стоит, и любую информацию, даже полученную из уст очень приятных людей, необходимо проверять.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме